Просмотр содержимого документа
«Коромысло- предмет сельского быта.»
Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют»
Исследовательская работа
Секция: Краеведение
Тема: «Коромысло-предмет сельского быта».
Автор работы: Усков Михаил Алексеевич
4 «г» Класс, школа:
МОАУ «СОШ 78» г. Оренбург
Оренбург 2022
Оглавление
I.Введение 3
II. Основная часть 4
А) ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 4
1.Происхождение и значение слова коромысло. 5
2.История коромысла. 5
3.Виды коромысел. 6
4. Ритуал ношения коромысла. 7
5. Бондарное ремесло. 7
6. Коромысло в пословицах и поговорках 9
Б. Практическое исследование 10
III .Заключение 11
IV. Список используемой литературы 12
I.Введение
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем - эта мысль проста и понятна всем. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в нашу повседневную жизнь, что быт не только далеких предков, но и поколений ещё живущих людей является для нас тайной за семью печатями. А вместе с тем теряется значительный пласт родной культуры.
В нашем школьном музее постоянно появляются новые экспонаты. Старинные вещи собраны педагогами и учащимися нашей школы, некоторые принесены от своих бабушек и дедушек. Все они нашли своё место в нашем школьном уголке.
Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свою жизнь, особенный путь, круг развития. Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будут сопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и коромысло, которое я видел у своей бабушки.
Оно, ложась на чьи-то плечи, Носило воду в дом из речки. Потом в один прекрасный год В дом провели водопровод. И вот теперь оно, ребята, Лежит в музее экспонатом.
Исследование истории данного экспоната показалось мне важным по нескольким причинам: во – первых, это типичный предмет быта крестьян, во – вторых, благодаря данному экспонату мне удалось проследить обрядовые традиции, связанные с ним.
Мне захотелось узнать историю этого предмета. Этим и определился мой выбор темы.
Целью исследовательской работы стало:
- изучение истории коромысла, его назначением и обрядовыми традициями, сопровождавшими этот предмет.
Задачи исследования:
- изучить происхождение и значение слова «коромысло»;
- изучить историю появления и виды коромысел;
- изучить обряды и традиции крестьян, связанные с коромыслом;
- познакомиться с древним бондарным ремеслом;
- изучить литературные источники с целью нахождения народных загадок, пословиц и поговорок о коромысле.
- Ознакомить учащихся нашей школы с результатами исследования.
Методами моего исследования являются:
- поисково-исследовательский,
- интервьюирование;
- поиск и анализ научной литературы по истории возникновения коромысла; статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI века;
- обобщение.
Перспективы исследования
Данную работу можно использовать на уроках краеведения и истории, а также при проведении экскурсий по музею. Передавая в музей экспонат коромысло, я стал участником и победителем Оренбургского городского фестиваля «История Родины в школьном музее». За видео экспозицию в музее «История одного экспоната» занял 1 место. (Приложение5)
II. Основная часть А) ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1.Происхождение и значение слова коромысло.
Вначале я задумался о происхождении этого слова и вот что нашел. Оказывается, что в русском языке происхождение слова коромысло неясно.
В словаре Даля слово «коромысло» означает одиночный водонос, лучковатый рычажок, которым на плече носят пару ведер, либо две связки белья и пр., а местами, яросл. коромысел назыв и хлуд, большой, ушатный водонос, на двоих. [2 C.95]
В словаре Ожегова «коромысло» - это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах. [5 C.156.]
2.История коромысла.
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
Поэтому первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким образом. [9 C.200]
3.Виды коромысел.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Первое хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра. [9 C.200]
Такой тип коромысла существует в ряде районов и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами. [6 C.93]
При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. (Приложение 1)
4. Ритуал ношения коромысла.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Попьешь такой воды прямо из ведра - и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
Чтобы вода не плескалась, в воду помещали лист клёна, а зимой кусочки льда. Учили носить воду на коромыслах детей с малых лет-10-11 лет
К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли. Одно из испытаний молодоженов в деревнях было связано как раз с переносом воды. Молодых мужа и жену просили принести воду, и пока они шли, проказники-насмешники старались опрокинуть ведро, проверяя пару на терпение и слаженность совместных действий хотя бы в этом нелёгком деле. [3 C.168.] (Приложение 2)
5. Бондарное ремесло.
На Руси древнее изготовление ремесла – бондарное ремесло.
В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем. [1 C.18.]
Древесина, которую брали для изготовления коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Существовали разные способы распаривания древесины перед гнутьем, например, на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
В качестве материала для изготовления коромысла чаще всего брали березу, реже — сосну и ель. В качестве заготовки подбирали дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого ствола топором, рубанком выполняли готовое изделие. На края коромысла крепили металлические накладки с крючком. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Изделие украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло. [8 C.102.]
Коромысла, как рассказывают старожилы, служили в отдельных случаях 50 лет и более. Я посчитал, какое время находилось коромысло в семье у бабушки и Коромысло, которое я передал в музей насчитывает более 120 лет!
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
6. Коромысло в пословицах и поговорках
Интересным оказался поиск загадок, пословиц и поговорок о коромысле. Как оказалось, их очень много. Это ещё раз убедило меня в том, что коромысло играло значимую роль в быте наших предков.
Вот такие я нашёл загадки.
«Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Три братца пошли купаться, двое купаются, а третий на берегу валяется? [7 C.97]
Пословиц и поговорок оказалось ещё больше. «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца». «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет». «Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!» «Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица»
«Не шагай через коромысло, корча потянет».
«Поднял весь дом коромыслом».
«Пыль столбом, дым коромыслом — а изба не топлена, не метена!»
Сам несёт тяжёлое коромысло, а уступает дорогу тому, кто идёт порожняком.
Туда и сюда, как бабье коромысло. Ум подхолима, что коромысло: и криво, и зубристо, и на оба конца.
Делай коромысло себе по плечу.
7. Коромысло в живописи.
Очень многие русские художники запечатлели на своих картинах женщину, несущую воду на коромысле. Любуешься и завидуешь женской стати. Очень приятно обращаться к теме старины, пересматривать картины, с которых прямо веет прошлым, бабушкиными сказками. Андрея Лихачёва создал такие строки в стихотворении:
Люди с некоторым смыслом, всё творили на века. Вот и баба с коромыслом, посильнее мужика... Древогибкая прилада, полумесяцем, дугой.
С ней, всегда ходила баба, до колодца, за водой…
Вот, осталось впечатление, рассуждаю сам с собой: "Эффективное лечение - с коромыслом за водой… Тут здоровье и отрада! И кого ты не спроси, - Бабам, "Фитнеса" не надо, на деревне, на Руси!" (Приложение 3).
Б. Практическое исследование (Приложение 4)
В моем исследовании на классном часе приняли 28 человек- это мои одноклассники. Я провел интервьюирование.
Вопросы:
1) С помощью какого приспособления носили воду в старину? - знают все.
2) Знаешь ли ты когда появилось коромысло? - нет – 27 человек.
3) Видел ли ты коромысло? – Да – 13 человек. Нет – 15 человек.
4) Пробовал ли ты сам носить воду на коромысле? Да – 4 человек Нет – 24 человек
5) Хотел бы попробовать? Да - 26 человек . Нет – 2 человек.
6) О чём эта загадка? «Два братца хотят подраться, да руки коротки».
Коромысло – 24 человек. Не знают - 4 человек. Отгадали – 80%
Вывод: учащиеся 4 класса совсем не знают о происхождении коромысла. Но им интересно опробовать этот предмет народного быта. Мои одноклассники побывали в музее и попробовали принести воды на коромысле. Вывод: необходимы определённые навыки.
III .Заключение
Анализируя собранные сведения, я пришёл к следующим выводам:
- коромысло имеет довольно почтенный возраст;
- коромысло являлось неотъемлемой частью быта русского человека;
- существует особое ремесло по изготовлению коромысел – бондарное;
- русский народ сложил много пословиц, поговорок, загадок о коромысле.
- результаты моих исследований пополнят фонды школьного краеведческого музея;
- эти данные можно использовать на уроках краеведения и истории;
- необходимо возрождать духовное наследие народа, сохранять и развивать традиции. А древние ремёсла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа. Через предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит воспитание Родины, культуры народа, его традиций и обычаев.
Я узнал, что и сегодня нет, нет, да и встретишь в русских деревнях коромысло. И как оказалось, после того как сам попробовала нести воду на нём, это целое искусство. Но какое увлекательное!
Очень жаль, что многие русские народные деревянные изделия уходят в прошлое. Может поэтому некоторая ирония звучит в стихотворении Самуила Маршака.
Коромысло с ведром Загремело на весь дом:
- Никто пó воду не ходит. Коромысла не берет. Стали жить по новой моде - завели водопровод. Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы? Речка спятила с ума - по домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым Шли девицы за водой по улице мостовой. Подходили к речке близко, речке кланялися низко: - Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!
Так сказало коромысло, И на гвоздике повисло. [4 C.68]
IV. Список используемой литературы
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва «Просвещение» 2006. - С.14
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырех томах. Т. 2 И-О.- М.: Прогресс, 1994. - С.168
Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор. - Санкт- Петербург: «Паритет», 2004. – С. 212
Маршак С.Я. Стихи для детей. - М.: Сов.россия,1977. -С.153
Ожегов С.И.Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.-22-е изд.-М.: Рус.яз.,1990.-С.298
Основы художественного ремесла/ Под ред. В. А. Барадулина — М.: Просвещение, 1979. – С.117
Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Сост.Ю.Г. Коуглов – М.: Просвещение,1990. -С.76,209
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. - М.: Владос, 2005. – С. 175
Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники: Энциклопедия. - Санкт-Петербург: Азбука-Классика»,2003. – С.412
Приложение 1
Виды коромысел
Коромысло. Конец XIX века.
Приложение 2
Перенос воды коромыслом
Перенос воды коромыслом 1916 год.
Приложение 3.
Коромысло в живописи
К.Маковский "Девушка с коромыслом" 1874
Станислав Бабюк По воду.
Иван Куликов За водой. 1904 г.
В.Васнецов "За водой"
Борис Ольшанский "Алёша Попович и Елена Краса"
Алексей Венецианов "Встреча у колодца" 1843 г.
Приложение 4.
Практическая работа
Анкета «Что вы знаете о коромысле?»
А) С помощью какого приспособления носили воду в старину казачки?