I этап: Мотивация познава-тельной деятельнос-ти Цель: мотивиро-вать учащихся на изучение темы «Деление с остатком» | Включение в деловой ритм урока. Делаю устное сообщение. | Подготовка класса к работе | -Как мы будем работать? (Будем работать дружно в группах, в парах и всё у нас получится.) Вспомните правила работы, положите перед собой памятку. - Пожмите друг другу руки, пожелайте удачи! Посмотрите на экран. У нас в гостях сказочный герой, который не умел выбирать друзей. Как его зовут? (Буратино) Из какой сказки? Он принес конверты с монетами. За каждый правильный ответ будете класть «монету» из конверта на стол, а в конце урока подсчитаем наши успехи. | Мотивация Словесный метод Приём: «Ладошка к ладошке». | Фронталь-ная работа |
IIэтап: Актуализа-ция необходи-мых знаний Цель: Определить учебную задачу урока III этап: Организа-ция познава-тельной деятельнос-ти Цель: формиро-вать у учащихся способность к самооргани-зации в решении учебной задачи ФИЗМИ- НУТКА | Выявляю уровень знаний. Определяю типичные недостатки Активирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию Организовы-ваю учащихся по исследованию проблемной ситуации Вывешиваю на доску опорные карточки с задачами и выводами в течении урока. | Выполняют задание, тренирующие определенные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Изучают проблемную ситуацию. Просматривают видеофраг-мент, анализируют, делают вывод. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель деления с остатком) Делают гимнастичес-кие упражнения под музыку | Какой раздел математики мы изучали? (Внетабличное умножение и деление) 1. Устный счет: 1. Запишите ряд чисел 12, 24, 13, 36, 15, 17 - На какие группы можно распределить данные числа? -Назовите те, которые не являются значениями табличных случаев умножения. Обведите их. 2.Табличные случаи деления: -Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Мы будем играть в игру «Арифметическое лото». Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, являющееся ответом, вы закрываете его жетоном определенного цвета: красным – один обучающийся, зелёным - другой. Кто больше закроет чисел, получит еще одну «монету». ПРИМЕРЫ: 3 * 5 4*4 9*3 2*9 6*7 7*4 8*4 9*9 После того, как вся карточка закрыта, должен получиться узор. - Почему в центре клеточка осталась не закрыта? (Ответ не является значением табличного умножения) 3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы. -А можно ли разделить такое число на части? (По таблице умножения- нет) -Какой вывод можно сделать? (Есть такие числа, которые нельзя разделить на части) -Интересная гипотеза! Чтобы её подтвердить, нужно провести исследование. С такой же проблемой столкнулись лиса Алиса и кот Базилио. (просмотр отрывка из фильма «Приключения Буратино» - кот и лиса делят 5 золотых) -Удалось ли героям разделить монеты поровну? (Нет) 4. - Расскажите, что можно узнать при делении чисел? (Сколько раз по 2 содержится в пяти) Молодцы, значит, вы легко разделите 5 золотых. 5:2 (Нет) - Почему? (Нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. РАБОТА В ПАРЕ. Возьмите монеты и разделите на 2 равные части. Подумайте, какое число можно разделить на 2? (4) Сколько будет в частном? (2) Все ли монеты разделились поровну? (нет, 1 осталась) -Сумели узнать сколько раз по 2 содержится в числе 5? (Да, но ещё осталось) ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Так чему мы сегодня на уроке будем учиться? Учиться выполнять действие деление с ……… ОСТАТКОМ 5. Оформите запись решения этого выражения так как на экране 5:2=2(ост.1) Обратите внимание, что при делении с остатком в результате получается не одно, а два числа – частное и остаток -Оцените себя и вместе с Буратино сделайте зарядку. (Видеофрагмент «Танец Буратино и друзей) | Приём: «Ладошка к ладошке». Игровая мотивация Сообщение цели в виде проблемного задания Проблемный диалог, ИКТ Подтверждение или опровержение гипотезы Приём: «Ладошка к ладошке». Исследовательский Наглядный ИКТ Здоровьесбере-жение | Фронталь-ная работа Индивиду-ально Работа в паре. Фронталь-ная работа Работа в паре Коллективная |
IV этап: Контроль и самоконт-роль Цель: применение нового знания | Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организую деятельность по применению новых знаний | Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма Самостоятельная работа. Осуществля-ют самопроверку; пошаговое сравнение с эталоном | 6. Работа по учебнику стр.26 -Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17? (Делением) 1)Рассмотрите и сделайте рисунок , обратите внимание, как записывают решение. Запишите и сравните оба варианта записи деления с остатком. Прочитайте пример на математическом языке. 17:3=5(ост2) 2)Стр. 26 №1. Рассмотри рисунки. Объясни записи и прочитай их по разному. 3) Стр. 26 №2. Выполни деление, сделав рисунки. 2 уч-ся работают у обратной части доски. Взаимопроверка. Сверка работы с работой на доске. Комментирование. Коллективная оценка результатов. Повторение правила№1 | Наглядный Практический «По цепочке» Наглядный, проблемно-поисковый ИКТ | Фронталь-но Индивидуально Самостоятельно, работа в паре |
V этап: Рефлексия Цель – самооценка результатов деятельнос-ти. | Организую рефлексию | Осуществля-ют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия Делают выводы по опорным «сигналам» на доске. Оценивают свою работу на уроке | Где можно применить новый прием деления? Запишите выражения, пользуясь рисунками на слайдах Сравните остаток и делитель. Сделайте вывод. Итак. Правило №2 Остаток всегда меньше делителя. Разделимся на три группы. Представьте себе, что мы работаем в ателье: закройщики, портные, модельеры. А кто-то работает на кондитерской фабрике. Каждая группа получает задание: разрезать ленту на равные части по мерке, пришить13 пуговиц на 3 платья поровну, разложить29 конфет поровну в 3 коробки. Записать результат на доске и представить классу результат с демонстрацией предметов. Сколько частей получилось? Вся ли лента разделена на равные части? (осталась маленькая часть ленты) Сколько пуговиц на каждом платье? 29:3=9(ост.2) Все ли пуговицы пришили? (Нет) Смогли ли вы разделить нацело всё количество пуговиц, количество конфет? (Нет) Так часто происходит в жизни, не все предметы расходуются, могут остаться: ткань, пуговицы, конфеты, монеты и др. Какую гипотезу выдвигали вначале урока? Подтвердилась ли наша гипотеза? (Нет!) Смогли мы выполнить деление числа 29 на части? (Да!) 1.Что нового узнали, чему учились сегодня на уроке? Узнали новый приём деления – это деление с остатком. Необходимо ли вам это новое знание? Для чего? 2.Оценка и самооценка работы детей на уроке. -Поднимите карточки зелёного цвета, если считаете, что вы хорошо усвоили материал урока и красного цвета, если еще есть вопросы по изученной теме. 3. Посчитайте количество «Монет», оцените себя по 3-х бальной шкале: 3 и более монет-отлично, 2-хорошо, 1-приложить усилия. Д/З:(по выбору) 1.Придумать, записать и решить 5 примеров на деление с остатком. Стр. 26, № 5. | Наглядный, репродуктив-ный Деловая игра Приём: «Ладошка к ладошке в группе». Опровержение гипотезы, подкрепление научным знанием Словесный метод | Работа с интерактивной доской Групповая форма Фронтальная |