Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа. «Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО»»
Контрольная работа.
«Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Всем известно, что с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
ФГОС ориентирован на всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители) и социальных партнеров, общественности. В нем прописаны планируемые результаты, на освоение которых ориентирован образовательный процесс в начальной школе
Три группы требований стандарта:
1. к результатам освоения ООП НОО;
2. к структуре ООП НОО;
3. к условиям реализации ООП НОО.
Критерии, с помощью которых определяется соответствие ФГОС НОО
Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно – оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки , корректирующих действий.
Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.
Ориентация на индивидуальное развитие каждого обучающегося.
Содержание программы формирования универсальных учебных действий:
1)описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
2)связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
3)характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
4)типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
5)описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Наша школа работает по УМК «Школа России»
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.
1) Большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса
2) целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
3) учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
В системе оценивания личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов важно учесть:
самооценку ученика;
использование компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий;
приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Портфолио необходимо школьнику для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершенствования навыков самооценки.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Урок, соответствующий ФГОС, основан на системно-деятельностном подходе.
Сравним показатели традиционного и современного уроков:
Традиционный урок
Современный урок
овладение общеучебными умениями и навыками
формирование УУД
фрагментарность
определение смыслов изучаемой темы
отметка педагога
самооценка деятельности
учитель говорит – ученик слушает
ученик говорит – учитель слушает
запись темы урока в тетрадь
система деятельности
Современный урок отличается от традиционного следующими показателями:
самооценкой учебных достижений
пониманием смыслов и целей учебной деятельности
На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут); после второго урока обязательно проводится динамическая пауза;
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).