kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме "Проблемное обучение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Проблемное обучение".»

Проблемное обучение как средство активизации мыследеятельности учащихся


Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили.


В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования методики и содержания развивающего обучения. Учителями-практиками осваиваются педагогические технологии, помогающие выйти на решение данной проблемы.

Работая по дидактической системе Л.В.Занкова, я стараюсь освоить технологию проблемного обучения. Преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования – это цель и назначение проблемного обучения.

Задачи 1

Урок математики, 3 класс (1-4). 2

Поле 1кв.м 3

Тема: Термометр. 4

Проблемные вопросы: 4

Проблемная задача: 4

Тема: Осень. 4

Проблемные вопросы: 4

Проблемные задания: 5


Задачи

Проблемное обучение ставит своей задачей:

  1. развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

  2. усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

  3. воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: 1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы; 2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.


Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»

Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:

- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;

- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;

- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников. Проблемный диалог должен быть подготовлен предыдущим опытом детей, должна возникнуть проблемная ситуация, дающая толчок к нему. Вот как это произошло на одном из уроков.


Урок математики, 3 класс (1-4).

(На одной стороне откидной части доски изображен квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов, на другой стороне той же части доски такой же квадрат, разделенный на 16 равных квадратов.)

Учитель: (предъявляет первый квадрат). Сколько маленьких квадратов содержится в большом квадрате? (9 квадратов).

Можно ли сказать, что площадь этого квадрата равна девяти меркам? (Да, можно).

(Затем детям предъявляется второй квадрат и задаются те же вопросы. В результате устанавли ается, что площадь квадрата равна шестнадцати меркам.)

Учитель: Сравните их площади. Что вы о них можете сказать? Почему?

Дети: Площадь второго квадрата больше, в нем поместилось больше мерок.

Учитель: (Достает квадрат такой же величины, как изображенные на доске и совмещает его с одним из квадратов на доске). Что вы можете сказать о площадях этих квадратов?

Дети: Они равны, ведь квадраты при наложении совпали.

Учитель: Лена, подойди к доске и сравни бумажный квадрат со вторым квадратом на доске.

(Лена подходит к доске, накладывает один квадрат на другой и убеждается в их равенстве).

Учитель: Как же так, сначала у нас получилось, что площадь одного квадрата больше площади другого, а теперь оказалось, что их площади равны?

Саша: Все понятно, мы наверно измеряли площадь разными мерками, а так делать нельзя, нужно одной меркой!

Учитель: Сделайте вывод: как можно сравнить площади фигур? Дети: Чтобы сравнить площади фигур, можно:

  1. наложить их друг на друга;

  2. измерить площади фигур одинаковыми мерками и сравнить полученные числа;

  3. если фигуры одинаковой формы, например, квадраты, можно измерить длину сторон этих фигур. У какого квадрата стороны длиннее, у того площадь больше.

Учитель: Назовите единицы измерения площади. (1кв.мм, 1кв.см, 1кв.дм, 1кв.м, 1кв.км.)

Какие единицы площади потребуются, чтобы измерить данные объекты. (Раздает детям карточки с записью:

Дачный участок 1кв.см

Поле 1кв.м

Блокнот 1кв.дм

Парта 1кв.км

Тюменская область 1кв.мм

(Учащиеся соединяют стрелочками объекты и подходящие единицы измерения.)

Можно ли измерить площадь дачного участка не только квадратными метрами, а, например, квадратными дециметрами или квадратными километрами?

(Учащиеся делают вывод: площадь можно измерять разными единицами, но лучше измерять удобными единицами измерения)

Главное приобретение ребят – осознание того, что, «включив мысль», они многое могут открыть из загадочного мира математики, и что тайн математика хранит еще немало.

Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем ЗУН учащихся, их умственным развитием, служит движущей силой обучения.

Приведу в качестве примера проблемные ситуации, которые использую на уроках курса «Мы и окружающий мир».

Тема: Термометр. Проблемные вопросы:

Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?

Чем опасен медицинский термометр?

Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?

В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести к глазам, чтобы снять показания).

Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху?

Проблемная задача:

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5˚С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20˚С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик)

Тема: Осень. Проблемные вопросы:

Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?

Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства? (вспаханная почва с насекомыми быстро промерзает)

По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и огородом, приняла осень за весну? (посев озимых, моркови петрушки, укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т.д.)

Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?

Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?

Проблемные задания:

Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко, лесной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай – твердые они или мягкие, постучи каждым плодом тихонько по столу и установи, чей звук сильнее. Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество. Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко, а не лесной орех? (сочные и сухие, односемянные и многосеменные плоды)

Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект по теме "Проблемное обучение".

Автор: Пчельникова Наталия Юрьевна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План конспект урока производственного обучения по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_proizvodstviennogho_obuchieniia_po_profiessii_08_01_07_mast"
    ["file_id"] => string(6) "465751"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523383889"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Урок русского языка с применением технологии проблемного обучения. 4 класс. УМК «Гармония»  Тема урока: «Пишем объявления» "
    ["seo_title"] => string(133) "urok-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-4-klass-umk-garmoniia-tiema-uroka-pishiem-obiavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "245431"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446128390"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технология проблемного обучения на уроках математики в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "146039"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419065530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства