Конспект занятия кружка "Я - исследователь" по теме "Исследование воздуха"
Конспект занятия кружка "Я - исследователь" по теме "Исследование воздуха"
Занятие кружка «Я - исследователь»
Тема: «Исследование воздуха».
Цель: изучить свойства воздуха; узнать как человек их использует.
Задачи:
Организовать исследования детей по экспериментальному изучению некоторых свойств воздуха;
Раскрыть использование свойств воздуха человеком;
Формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
УУД, формируемые на занятии:
Личностные – формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
Данное занятие с презентацией разработано для учашихся 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода при использовании комплекта лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление». Исследование проводится в группах по пять человек. Это занятие учит детей правильно строить рассуждения, доказывать свои выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка "Я - исследователь" по теме "Исследование воздуха" »
Занятие кружка «Я - исследователь»
Тема: «Исследование воздуха».
Цель: изучить свойства воздуха; узнать как человек их использует.
Задачи:
Организовать исследования детей по экспериментальному изучению некоторых свойств воздуха;
Раскрыть использование свойств воздуха человеком;
Формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
УУД, формируемые на занятии:
Личностные – формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
Для каждой группы:
Ёмкость с водой
2 воздушных шарика
1 надутый воздушный шарик
Свечка
Книга
Для учителя: 1 блюдце, 1 свечка, 1 пустой чайный пакетик (из оборудования), спички.
Ход занятия.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
(На интерактивной доске рисунок – слайд 1)
- Посмотрите на рисунок и предположите, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
Проверить ваши предположения мы сможем, выполнив следующее задание (слайд 2)
- Перед вами слова, относящиеся к природе и предметам, созданным руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека (работа с маркером).
ВИНОГРАД, ДОМ, ОБЛАКО, МЯЧ, ЗВЕЗДА, ДЕРЕВО, ШОКОЛАДКА, УЛИТКА, ХОМЯК.
- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. Что получилось?
Актуализация знаний.
- Что такое воздух?
- На уроке окружающего мира мы уже изучали воздух и его свойства. Что же вам уже известно о воздухе? У каждой группы на столе лежит лист с вопросами, подготовьте ответы на них.
1 группа:
- Из чего состоит воздух?
2 группа:
- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
3 группа:
- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
- Что помогает нам восполнять запасы кислорода?
4 группа:
- Перечислите известные вам свойства воздуха.
(после ответов детей включаю слайд 3)
- Как вы думаете, почему некоторые шарики пустые, без надписи? (предполагаемый ответ: возможно, мы изучили ещё не все свойства)
- Значит, что будем исследовать сегодня?
- Зачем человеку нужно знать свойства воздуха?
- Сформулируйте тему и цели сегодняшнего занятия. (слайд 4)
Работа по теме занятия.
Практическая часть (используется оборудование «Воздух и атмосферное давление»): исследование свойств воздуха (работа в группах)
Опыт 1.
- У вас на столе стоят ёмкости с водой. Предположите, что произойдёт, если туда опустить не надутый шарик, а если надутый? Проверим.
- Подтвердилась наша гипотеза?
- Попробуйте, опустить шарики в воду?
- Что наблюдаете?
- Почему так происходит?
- Какое свойство мы открыли?
Вывод (вывешивается на доске): воздух легче воды.
Опыт 2.
- У вас на столах ветряные вертушки. Как привести их в движение? Проверим.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод (вывешивается на доске): воздух может приводить предметы в движение.
Физминутка
Опыт 3.
- У вас на столе книга. Сможем ли мы её сдвинуть с места, если подуем на неё? Проверим.
- Положите под книгу шарик. Если мы его надуем, что произойдёт? Проверяем.
Возьмите в руки шарик и сожмите его. Легко ли его сжать? Какой вывод можно сделать?
Вывод (вывешивается на доске): воздух упругий.
Опыт 4.
- У вас на столах тепловая змея, если мы её подержим над огнём, что произойдёт? Проверим ваши предположения.
- Почему так происходит?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод (вывешивается на доске): тёплый воздух поднимается вверх
+ Демонстрационный опыт «ракета желаний»
- Зная это свойство, можете объяснить, почему в домах форточки делают вверху, а батареи внизу?
- Вот так люди использовали знания данного свойства воздуха.
Использование свойств воздуха человеком.
(работа с рисунком в группах)
- А теперь давайте выясним, как знание этих других свойств используют люди.
Вернёмся к началу урока (слайд 1). Посмотрите на картинку и найдите, использование свойств воздуха человеком.
(проверка: 1 человек из группы на каждое свойство).
Рефлексия.
- Соедините свойство с соответствующей картинкой.
(проверка по образцу)
Итог.
- Какие цели мы ставили?
- С какими свойствами воздуха мы познакомились? (слайд 5)