kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компоненты готовности к школе и некоторые аспекты их реализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компоненты готовности к школе и некоторые аспекты их реализации.»

Компоненты готовности к школе и

некоторые аспекты их реализации.


Решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием освещается в современной литературе в нескольких направлениях:

1. Организационном: разработка нормативных документов, содержащих критерии уровней дифференциации (по степени сложности содержания образования, классов коррекции и опережающего обучения); соблюдение основных правовых документов при приеме в школу; поиск и работа с партнерами по реализации основных направлений преемственности в системах: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования.

2. Научном: поиск научно-обоснованного решения проблемы преемствен-ности, современного подхода к определению понятия “готовность к школе”; построение плавной содержательной и методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации), обеспечивающей единую линию в диаде “Детский сад-школа”.

3. Практическом: обеспечение взаимодействия между работниками дошкольного и начального школьного звена по принципу не “параллельно”, а “вместе”; определение и обеспечение условий для формирования готовности и адаптации к школьному обучению.

Одним из основных вопросов преемственности является определение “школьной готовности”, которое должно рассматриваться не как результат последнего года пребывания ребенка в детском саду, а как итог всего дошкольного периода.

Обобщая современные научные данные, представленные в работах Л.И.Божович, Н.Ф.Виноградовой, Н.И.Гуткиной, Л.В.Кузнецовой, Н.В.Ниже-городцевой, Р.В.Овчаровой и др., мы выделяем о ориентируемся главным образом на развитие основных компонентов школьной готовности:

1. Содержательного: наличие определенной системы знаний об окружаю-щем мире, культуре и т.д.

2. Экоцентрического: формирование у ребенка субьективной позиции к миру и с миром; способности к самостоятельному поиску и организации процесса усвоения знаний; формирование внутренней позиции школьника; способности к обобщенной самооценке, самоконтролю, самопознанию; развитие адекватности и восприятия и отношения к себе, своим возможностям; способности к рефлексии.

3. Деятельного: полноценное развитие игровой, продуктивной, художес-твенно-творческой, театральной и предпосылок к учебной деятельности, в том числе вводных учебных, графических навыков. Формирование потребности к общественно значимой деятельности.

4. Физиологического: готовность функциональных систем (костно-мыше-чной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.) к учебным нагрузкам; овладение произвольной регуляцией движений; необходимый уровень здоровья, параметров физического развития, физической подготовленности, формирование потребности в соблюдении культурно-гигиенических новыков, к здоровому образу жизни; необходимый уровень развития общей и мелкой моторики; поддерживание оптимального уровня работоспособности.

5. Познавательного: произвольность психических процессов и достато-чный уровень их развития (памяти, внимания и т.д.), развитие форм и видов мышления (диалектического, дивергенного и саногенного); наличие познавательной потребности, активности, интересов; развитие интеллектуально-творческих способностей.

6. Личностного: достаточный уровень развития волевой и мотивационно-нравственной сфер, в том числе способности к произвольной организации деятельности и регуляции психических состояний и поведения; формирование волевых качеств (исполнительность, дисциплинированность, самостоятельность), соподчинение мотивов; эмоциональная компетентность, приоритет положительных эмоций и чувств.

7. Социального: достаточный уровень речевых и адекватных знаний и умений; сформированность внеситуативного, произвольного, контекстного общения и кооперативно - соревновательного типа взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, умение совмещать противоположные взгляды; наличие интереса к личности взрослого.

Сформированность названных параметров дает основание полагать, что длительность и острота протекания адаптации значительно уменьшится.

Реализуя вышеуказанные направления и компоненты готовности, мы опираемся на механизм гетерохронии, способствующего быстрому приспособлению субьекта к изменяющимся условиям в конкретном социуме; взаимосвязи процессов социализации с природными особенностями, способностями и задатками ребенка.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ.

Наряду с традиционными, предлагаются формы работы с детьми, построенные исключительно на игровом материале, с включением проблемных вопросов и заданий.

1. Занятия “Я познаю мир” с использованием своебразных методов подачи материала. Содержание занятий подбирается в соответствии с российской и региональной программами.

2. Путешествия в науки. Тематический день, проводится 2 раза в месяц; в летние месяцы - 3 раза.

3. Встречи со знаменитыми людьми (прошлого или настоящего). Организу-ются как “Встречи в Гостиной”. Проводится 1 раз в квартал, летом - 1 раз в месяц.

4. На завалинке с Умничкой. Главный герой - Умничка. Психологическая тематика: рассматриваюся вопросы адаптации, общения со сверстниками, совместный поиск инструментов общения и решения межличностных проблем.

5. Интеллектуальные каникулы. Предпочтение здесь отдается разнообраз-ным играм:

А) развивающим:

- игры - поиск (Дается проблемная задача - необходимо найти варианты ее решения)

- игры - аналогии, поиск похожего (Предлагается найти аналог красному кружку - помидор, Красная шапочка и т.д.)

- игры - противоречия (Найти противоречия в чем - либо: плохое - хорошее; полезное - вредное; нужное - ненужное и т.д.)

Б) Дидактические:

- игры - загадки (“Кто лишний?”: предлагаются наборы для классификации животных

- игры - открытия (С помощью простейших опытов открыть законы: превращения вещества, сохранения энергии)

- игры - цветочки (Проследить последовательность изменений: вода - лед - вода - пар; зерно - росток - растение - цветок - плод - семя).

6. В гостях у Почемучки. Взрослый, переодетый в ученого магистра, отве-чает на накопившиеся вопросы детей.

7. Ярмарка чудес. Выставка изобретений детей, моделей, инструменов уче-ных.

8. Циклография. Используется метод погружения на день, неделю. Опора на разные виды деятельности, различные области научных знаний.

Темы:

* Тайны 1, 2, 3, 4 и т.д. планет (главный герой - лиса. Изучение особенностей планет, географии, полезных ископаемых и т.д.).

* Приключения с Пюрнеске (Изучение чувашского края, его богатств, народного мышления, приобщения к культуре и традициям).

* Беседы с маленьким принцем. (Главный герой - маленький принц: философско - нравственные беседы).

* Эксперименты с Ньютоном (открытие законов, формирование элемен-тарных математических представлений).

* Я снимаю кино. (Создание фильмов от декораций до режиссуры).

* Следствие ведут Колобки. (Опытническая деятельность, объединенная какой - либо профессией: следователей, археологов, биологов и т.д.)

* Вместе с дедеушкой Кусто (Изучение тайн водных глубин).

* В компании с Гулливером (Изменение своего взгляда на вещи путем “превращения” то в лилипутов, то в великанов).

* Путешествия в страну Придумляндию (завершающий день каждого цикла).

Формы работы с воспитанниками реализуются в виде опережающего, обычного и развивающего режима. Для всех трех групп определены критерии отбора. Следует отметить, что эти группы подвижные, изменения в них происходят в соответствии со степенью усвояемости материала, диагностическим данным психолога и эколога.

Предусмотренные и самостоятельные формы работы с дошкольниками (на примере экологии): ведение календаря погоды, наблюдения за деревьями, изменениями в природе, дневника наблюдений за настроением своим, друга, воспитателя, природы, определение взаимосвязи психических состояний человека и состояний природы и т.д.; использование продуктивных видов деятельности: например, коллективного рисования, аппликации, лепки; сочинение сказок, стихов, составление собственных проектов, книг о природе, паспорта дерева, выполнение творческих работ, изготовление моделей будущего планеты, продуктов деятельности (например, безопасных автомобилей); исследовательская и экспериментальная работа.

В целях обеспечения преемственности уже 3 года сотрудничаем с экологи-ческим клубом “Караш”, Центром творчества “Росток”. С помощью специалистов Центра мы получили возможность ввести дополнительные специально организованные и совместные виды деятельности в основном в виде экскурсий, уроков - доброты, занятий - размышлений; музыкальных тренингов, психогимнастики и т.д., активно участвуем в экологических занятиях, конкурсах и т.д.

Таким образом, в данном выступлении представлена лишь незначительная часть работы по реализации преемственности в системе “Детский сад - школа”.

В заключение хочется подчеркнуть, что полноценная реализация региональной программы “Воспитание ребенка - дошкольника” уже предполагает формирование готовности к школьному обучению у каждого ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Компоненты готовности к школе и некоторые аспекты их реализации.

Автор: Гаврилова Наталия Вячеславовна

Дата: 26.09.2018

Номер свидетельства: 478973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по английскому языку УМК Spotlight 2 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-umk-spotlight-2-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "102444"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402506261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по русскому языку 7 а класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazyku7aklass"
    ["file_id"] => string(6) "314122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459614066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства