Просмотр содержимого документа
«Компоненты готовности к школе и некоторые аспекты их реализации.»
Компоненты готовности к школе и
некоторые аспекты их реализации.
Решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием освещается в современной литературе в нескольких направлениях:
1. Организационном: разработка нормативных документов, содержащих критерии уровней дифференциации (по степени сложности содержания образования, классов коррекции и опережающего обучения); соблюдение основных правовых документов при приеме в школу; поиск и работа с партнерами по реализации основных направлений преемственности в системах: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования.
2. Научном: поиск научно-обоснованного решения проблемы преемствен-ности, современного подхода к определению понятия “готовность к школе”; построение плавной содержательной и методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации), обеспечивающей единую линию в диаде “Детский сад-школа”.
3. Практическом: обеспечение взаимодействия между работниками дошкольного и начального школьного звена по принципу не “параллельно”, а “вместе”; определение и обеспечение условий для формирования готовности и адаптации к школьному обучению.
Одним из основных вопросов преемственности является определение “школьной готовности”, которое должно рассматриваться не как результат последнего года пребывания ребенка в детском саду, а как итог всего дошкольного периода.
Обобщая современные научные данные, представленные в работах Л.И.Божович, Н.Ф.Виноградовой, Н.И.Гуткиной, Л.В.Кузнецовой, Н.В.Ниже-городцевой, Р.В.Овчаровой и др., мы выделяем о ориентируемся главным образом на развитие основных компонентов школьной готовности:
1. Содержательного: наличие определенной системы знаний об окружаю-щем мире, культуре и т.д.
2. Экоцентрического: формирование у ребенка субьективной позиции к миру и с миром; способности к самостоятельному поиску и организации процесса усвоения знаний; формирование внутренней позиции школьника; способности к обобщенной самооценке, самоконтролю, самопознанию; развитие адекватности и восприятия и отношения к себе, своим возможностям; способности к рефлексии.
3. Деятельного: полноценное развитие игровой, продуктивной, художес-твенно-творческой, театральной и предпосылок к учебной деятельности, в том числе вводных учебных, графических навыков. Формирование потребности к общественно значимой деятельности.
4. Физиологического: готовность функциональных систем (костно-мыше-чной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.) к учебным нагрузкам; овладение произвольной регуляцией движений; необходимый уровень здоровья, параметров физического развития, физической подготовленности, формирование потребности в соблюдении культурно-гигиенических новыков, к здоровому образу жизни; необходимый уровень развития общей и мелкой моторики; поддерживание оптимального уровня работоспособности.
5. Познавательного: произвольность психических процессов и достато-чный уровень их развития (памяти, внимания и т.д.), развитие форм и видов мышления (диалектического, дивергенного и саногенного); наличие познавательной потребности, активности, интересов; развитие интеллектуально-творческих способностей.
6. Личностного: достаточный уровень развития волевой и мотивационно-нравственной сфер, в том числе способности к произвольной организации деятельности и регуляции психических состояний и поведения; формирование волевых качеств (исполнительность, дисциплинированность, самостоятельность), соподчинение мотивов; эмоциональная компетентность, приоритет положительных эмоций и чувств.
7. Социального: достаточный уровень речевых и адекватных знаний и умений; сформированность внеситуативного, произвольного, контекстного общения и кооперативно - соревновательного типа взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, умение совмещать противоположные взгляды; наличие интереса к личности взрослого.
Сформированность названных параметров дает основание полагать, что длительность и острота протекания адаптации значительно уменьшится.
Реализуя вышеуказанные направления и компоненты готовности, мы опираемся на механизм гетерохронии, способствующего быстрому приспособлению субьекта к изменяющимся условиям в конкретном социуме; взаимосвязи процессов социализации с природными особенностями, способностями и задатками ребенка.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ.
Наряду с традиционными, предлагаются формы работы с детьми, построенные исключительно на игровом материале, с включением проблемных вопросов и заданий.
1. Занятия “Я познаю мир” с использованием своебразных методов подачи материала. Содержание занятий подбирается в соответствии с российской и региональной программами.
2. Путешествия в науки. Тематический день, проводится 2 раза в месяц; в летние месяцы - 3 раза.
3. Встречи со знаменитыми людьми (прошлого или настоящего). Организу-ются как “Встречи в Гостиной”. Проводится 1 раз в квартал, летом - 1 раз в месяц.
4. На завалинке с Умничкой. Главный герой - Умничка. Психологическая тематика: рассматриваюся вопросы адаптации, общения со сверстниками, совместный поиск инструментов общения и решения межличностных проблем.
5. Интеллектуальные каникулы. Предпочтение здесь отдается разнообраз-ным играм:
А) развивающим:
- игры - поиск (Дается проблемная задача - необходимо найти варианты ее решения)
- игры - аналогии, поиск похожего (Предлагается найти аналог красному кружку - помидор, Красная шапочка и т.д.)
- игры - противоречия (Найти противоречия в чем - либо: плохое - хорошее; полезное - вредное; нужное - ненужное и т.д.)
Б) Дидактические:
- игры - загадки (“Кто лишний?”: предлагаются наборы для классификации животных
- игры - открытия (С помощью простейших опытов открыть законы: превращения вещества, сохранения энергии)
- игры - цветочки (Проследить последовательность изменений: вода - лед - вода - пар; зерно - росток - растение - цветок - плод - семя).
6. В гостях у Почемучки. Взрослый, переодетый в ученого магистра, отве-чает на накопившиеся вопросы детей.
7. Ярмарка чудес. Выставка изобретений детей, моделей, инструменов уче-ных.
8. Циклография. Используется метод погружения на день, неделю. Опора на разные виды деятельности, различные области научных знаний.
Темы:
* Тайны 1, 2, 3, 4 и т.д. планет (главный герой - лиса. Изучение особенностей планет, географии, полезных ископаемых и т.д.).
* Приключения с Пюрнеске (Изучение чувашского края, его богатств, народного мышления, приобщения к культуре и традициям).
* Беседы с маленьким принцем. (Главный герой - маленький принц: философско - нравственные беседы).
* Эксперименты с Ньютоном (открытие законов, формирование элемен-тарных математических представлений).
* Я снимаю кино. (Создание фильмов от декораций до режиссуры).
* Следствие ведут Колобки. (Опытническая деятельность, объединенная какой - либо профессией: следователей, археологов, биологов и т.д.)
* Вместе с дедеушкой Кусто (Изучение тайн водных глубин).
* В компании с Гулливером (Изменение своего взгляда на вещи путем “превращения” то в лилипутов, то в великанов).
* Путешествия в страну Придумляндию (завершающий день каждого цикла).
Формы работы с воспитанниками реализуются в виде опережающего, обычного и развивающего режима. Для всех трех групп определены критерии отбора. Следует отметить, что эти группы подвижные, изменения в них происходят в соответствии со степенью усвояемости материала, диагностическим данным психолога и эколога.
Предусмотренные и самостоятельные формы работы с дошкольниками (на примере экологии): ведение календаря погоды, наблюдения за деревьями, изменениями в природе, дневника наблюдений за настроением своим, друга, воспитателя, природы, определение взаимосвязи психических состояний человека и состояний природы и т.д.; использование продуктивных видов деятельности: например, коллективного рисования, аппликации, лепки; сочинение сказок, стихов, составление собственных проектов, книг о природе, паспорта дерева, выполнение творческих работ, изготовление моделей будущего планеты, продуктов деятельности (например, безопасных автомобилей); исследовательская и экспериментальная работа.
В целях обеспечения преемственности уже 3 года сотрудничаем с экологи-ческим клубом “Караш”, Центром творчества “Росток”. С помощью специалистов Центра мы получили возможность ввести дополнительные специально организованные и совместные виды деятельности в основном в виде экскурсий, уроков - доброты, занятий - размышлений; музыкальных тренингов, психогимнастики и т.д., активно участвуем в экологических занятиях, конкурсах и т.д.
Таким образом, в данном выступлении представлена лишь незначительная часть работы по реализации преемственности в системе “Детский сад - школа”.
В заключение хочется подчеркнуть, что полноценная реализация региональной программы “Воспитание ребенка - дошкольника” уже предполагает формирование готовности к школьному обучению у каждого ребенка.