В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компьютер помощник учителю»
Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира.
Содержание
стр
Актуальность применения ИКТ 2-3
Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании. 4
Практическое применение 5-7
Заключение 8
Использованная литература 9
1.Актуальность применения ИКТ Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной среде: он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками преподавания и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.
2. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.
Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
Изменение форм и методов учебной деятельности.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
3. Практическое применение.
Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:
На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?
Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?
Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?
На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?
Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время.
Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствии с темой урока.
Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе PowerPoint.
Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
Оформление слайдов, анимация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:
учитывать возрастные особенности и интересы детей,
контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы (не должен быть быстрым, навязанным),
исключать всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:
компьютер;
мультимедийный проектор;
доска.
Я учу детей по учебнику Н.Я Дмитриева «Окружающий мир». В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету. В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира. Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной. Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир”. С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы. Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни. Физминутка не исключение в интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Так, например, в качестве физминутки может быть использована игра "Испорченный телефон", которая, в первую очередь, направлена на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимает статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такая игра при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение. Пример фразы: Почва - это верхний плодородный слой земной коры. Таким образом, мы видим, что использование тематических физминуток на уроках окружающего мира не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.
Заключение.
Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
Активизировать познавательную деятельность учащихся
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
Повысить объём выполняемой на уроке работы
Усовершенствовать контроль знаний
Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
Формировать навыки исследовательской деятельности
Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 2 года составляет 100%.. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал;
работать с различными источниками информации;
обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;
научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;
В заключение хочется сказать одно: мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников.
5. Методическая литература
1. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
2. Научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. - №2.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.
4. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
5. Материалы открытых Интернет-источников.
6. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
7. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.
8. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.
9. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.