kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Славянская культура и письменность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Славянская культура и письменность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Славянская культура и письменность"»

«Славянская культура и письменность»


Цель:способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие:

  • создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

  • развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

  • воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа

  • создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

  • вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;

Оборудование:

  • творческие работы детей;

  • выставка книг;

  • магнитофон.

  • картинки.

  • наглядный материал (старославянский и современный алфавит)


Ход мероприятия:


Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

Сегодня мы еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.


Страница первая: «Дорога к письменности».


1 ученик:Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем во старинную русскую игру «Баранья голова».


Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:

1-й—дом,

2-й—дом, улица,

3-й—дом, улица, хлеб и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».


Учитель:Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.


Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».


Учитель:Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности.

Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.


2 ученик: Ну, а как же была придумана азбука славян?


Учитель: Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой, и выучить ее было гораздо труднее.


Страница третья: «Из жизни русского алфавита».


Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.

Сейчас я вам покажу некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали.

( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

Расшифруйте это слово: Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря - кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначились буквы. Этими значками можно было записать простые слова.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?

Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.


Аз – я; Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;

Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;

Люди - люди; Мыслите – мыслите;


-Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.


В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!


Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.


Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».


-Что такое праздник?

(День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо.)

Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.

С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян.

В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.


Будем же повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки.


Страница пятая «В мире слов, букв и звуков».


Игра «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.


Игра «Один звук, марш!»

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость.

Хлев уточка столб щель

укол зубр коса мрак

полк удочка волк смех

олень клещ мель снаряд

град скот власть краска

стол тепло беда экран


  • Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — крот.

Роза рубка шар

клад лапа дар

уксус стол усы


  • Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.

Ногти булка галка полено

киска песок свет

ножка клин зубы

рамочка лапка орёл



Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Славянская культура и письменность"

Автор: Ольга Владимировна Пастухова

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "Славянская письменность""
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi_chas_slavianskaia_pis_miennost"
    ["file_id"] => string(6) "348209"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476166375"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Классный час "День славянской письменности и культуры""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "252900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447486460"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры"
    ["seo_title"] => string(63) "klassnyichasposviashchiennyidniuslavianskoipismiennostiikultury"
    ["file_id"] => string(6) "337860"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1469164743"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Классный час "Традиции русской семьи" "
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-traditsii-russkoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "112603"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408776346"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Всекубанский классный час "В единстве наша сила" "
    ["seo_title"] => string(51) "vsiekubanskii-klassnyi-chas-v-iedinstvie-nasha-sila"
    ["file_id"] => string(6) "103094"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402566976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства