Просмотр содержимого документа
«Классный час «С детства дружбой дорожить»»
Классный час «С детства дружбой дорожить»
Цели:
- определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
- изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: листочки с заданиями, рисунки учащихся.
Ход занятия
1.Организационный момент (эмоциональный настрой)
-Что такое ДРУЖБА? Послушайте стихотворение, зачитывается стихотворение Л. Измайлова “Монолог о дружбе”
Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово “дружба” что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино? Может быть, хороший пас в футболе? Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной? Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчание в классе? Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стену разукрасил, Михаил всё видел и молчит? Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься дома не было охоты, А дружок даёт ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: “ Вы не в школе?” Оба дружно начинают врать. Ну, а может, дружба – это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда? Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, – Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить. Терпеливо объяснять задания, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё внимание Две недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожалению, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомнения, Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в ссоре, Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных….
А кто такой ДРУГ?
ДРУГ-человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
2. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в группах).
- Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности (для каждой группы один лист). Прочитайте их. Поработаете в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность
Грубость
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
-Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?
-Где проявляются эти качества? (В поступках)
3. Составление правил настоящего друга (работа в группах).
Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила.
1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо”.
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступить Володе.
Правило. Уступай другу.
2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
Правило.Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
Правило.Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.
4) По мнению Веры, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать
Вере, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Веру, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.
Для кого выгодна такая дружба?
Какой совет дадите Вере?
Правило.Истинная дружба бескорыстна.
5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алёшу “конопушкой”, потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алёше.
Какой совет дадите Пете.
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
6) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
7) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Послушайте стихотворение, Б.Заходера «Мы – друзья» что можно сказать о ребятах?
С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой, Не похожи мы, но все же Нас не разольешь водой! Дело в том, что он и я - Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем: Даже вместе… отстаем! Дружба дружбою, однако, И у нас случилась драка… Дрались честно, Как положено друзьям: - Я как стукну! - Я как тресну! Он как даст! - А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду - Драка вышла хоть куда! Только смотрим - что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Борькина сестра Облила нас из ведра! А она еще смеется: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
Ведущий - Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами
4. Игра « Закончи пословицу». Записать пословицы в тетрадь, вклеить их в читательский дневник для частого прочтения, просмотра!!!
Нет друга – ищи, а нашёл -…(береги)
Друзья познаются в …(беде)
Старый друг лучше…(новых двух)
Человек без друзей, что …(дерево без корней)
Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей)
Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь)
- Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?
Настоящую дружбу и водой не разольёшь.
Настоящий друг всегда верен.
Глаза дружбы редко ошибаются.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Улыбка»
С чего начинается дружба? (с улыбки)
Улыбнитесь друг другу.
Мимическая гимнастика
-примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человек
«Подарок»
Изобразите руками подарок соседу по кругу и подарите его без называния подарка!
Обратная связь:
Что можно сказать о подарках?
Какие чувства вы испытали при получении подарка?
5. - А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них:
Основные законы дружбы:
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга
потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?(ответы детей)
- Принимаем? (Да.)
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
6. Игра «Цветок Дружбы» из качеств настоящего друга.
- Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами стихотворения, рассмотрели несколько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.
Нарисовать цветок на доске- У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. Давайте напишем на них качества настоящего друга и составим цветок на школьной доске!
1. честность
2. доброта
3. верность
4. взаимовыручка
5. справедливость
6. ответственность
7. сострадание.
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.
– Вам нравиться?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. С ним приятно дружить и общаться!!!
7. Итог
- Что значит быть настоящим другом? (Обладать положительными нравственными качествами и поступать, как настоящий друг, нести ответственность за друга, волноваться, тревожиться, переживать, помогать, защищать, не предлагать совершать плохие поступки)
- Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание “Правил настоящего друга”. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга.