Просмотр содержимого документа
«Классный час о дружбе в начальной школе.»
Классный час о дружбе в начальной школе
познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций; учить детей находить компромисс; развивать внима¬ние, мышление, артистические способности; воспиты¬вать доброжелательное отношение к окружающим. развитие умений вести рассуждения;
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
на примерах из жизни своего класса показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.
Ход занятия
Наше занятие мы начнём со своей самооценки. Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёный круг, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синий круг – если не все люди хорошо относятся, красный круг – если считаете, что люди к вам относятся плохо. Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен уважать себя и любить. А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас. Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующий кружок – отношение к данному человеку. Посмотрите на свои круги: какой цвет у вас преобладает? Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей? Подумайте какой недостаток увидели в вас ваши товарищи. Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться. Возьмите кружки красного цвета и сложите их в баночку с водой. Что вы заметили? Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда вы им говорите плохие слова, обижаете и словом и делом? Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей. Постарайте, больше никогда и ни кому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся. Не зря и тема нашего занятия «Не надо больше ссориться» Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать. Как вы думаете, почему люди ссорятся? Из-за чего можно поссориться с родителями? С братом, сестрой? С приятелем? Поссориться можно с кем угодно — было бы же¬лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым. Вспомните, какие слова прими¬рения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба — навсегда, ну, а ссора — никогда! ») И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо¬ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать. Как это сделать? Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше¬ния с родственниками или товарищами становятся « взрывоопасными ». В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч¬ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб¬рожелательные отношения. Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!» Двум учащимся предлагается с использованием мяг¬ких игрушек — котёнка и щенка — разыграть следую¬щие сцены: 1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про¬сыпается и набрасывается на котёнка». Подумайте, как можно было избежать потасовки?
Учащимся, нашедшим правильный выход из ситуа¬ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!» Пример Щенок просыпается, он готов набросить¬ся на котёнка, но говорит себе «стоп!», а затем спокой¬ным тоном произносит: «Приятного аппетита! Тебе помочь?» или «Можешь продолжать, если ты голо¬ден, но в следующий раз тебе придётся поделиться со мной». 2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка». Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон¬цовку, а также используя слово «стоп!». Пример Щенок, разбуженный котёнком, просы¬пается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хо¬рошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой по¬играл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне». В нашем классе тоже иногда случаются ссоры. По¬пробуйте найти правильный выход из следующих си¬туаций. • На уроке физкультуры во время игры Юля неча¬янно толкнула Марину. Марина упала, заплака¬ла, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всели с ней в порядке.) • Во время перемены Славик и Стасик одновремен¬но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи¬ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.) • Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», — и убрать мусор с парты.) К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер¬но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что¬бы понять, кто именно, нужно время разобрать¬ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово¬рим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому. Сейчас я хочу вас познакомить с одним очень интересным рассказом «ТЫСЯЧЕЦВЕТ», который написала А. Неелова На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть. – Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная. • На месте ручейка вы простили бы цветочек? • Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил? • Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей? ДОБРО ПОМНИ, А ЗЛО ЗАБЫВАЙ М. Скребцова Не надо зло копить в душе, Оно и так вокруг уже. Не отдавай ему себя, Живи, прощая и любя. Попробуй зло на миг забыть – И сразу станет легче жить! Мгновенно исчезает зло, Когда мы помним про добро. Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про¬ведём игру «Ветер дует на того...». Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...» • у кого много друзей. • кто не любит ссориться. • кто не грубит старшим. • кто часто делится с товарищами тем, что имеет. • кто умеет говорить комплименты. • кто никогда не обзывается. • кто не участвует в потасовках. • кто не ябедничает. • кто не стесняется извиняться. • кто умеет быстро забывать обиду. • кто умеет дружить. • кто умеет прощать Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо¬дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер. Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек. В заключение я предлагаю вам прочитать посло¬вицу. К магнитной доске прикрепляются карточки, повёр¬нутые обратной стороной. Учитель в любом порядке переворачивает карточку за карточкой, пока дети не догадаются, какая пословица записана на них. Ответ. Как аукнется, так и откликнется. Как понимаете пословицу? Хотелось бы вам предложить ещё 1 задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить. Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату. На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу.