Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Хорошие манеры"»
Классный час на тему «Хорошие манеры» Дата:16.10.2018г.
Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Подготовительная работа
1. Попросить 4 учеников подготовить сообщения об истории этикета.
Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.
План классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры».
II. Информационный блок «Из истории этикета».
III. Памятка воспитанного человека.
1. Приветствие - знак вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
3. «Встречают по одежке...»
4. Учись смеяться над собой.
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры»
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.
II. Информационный блок «Из истории этикета»
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 3. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».
Ученик 4. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
Переходим к конкурсам
Конкурс знатоков этикета
(вопросы – на листках «ромашки», дети читают их, отвечают, передавая цветок друг другу, учитель вручает «сердечко» за правильный ответ).
1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший).
2.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился . Надо ли поздороваться и тебе? (да)
3.Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть).
4.С вами, наверное,, такое бывает: встречаете Вы человека часто, например , по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)
5.Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот?(старший- младшему)(женщина-мужчине)
Не доставляйте неудобства окружающим людям !
— Я предлагаю вам игру «Зеркало»(ученик встает перед классом, дети – «Зеркало» повторяют все его движения, жесты, походку, слова…)- Какая польза от этой игры?- Каково же следующее правило?
Следите за собой всегда и везде !
Волшебные слова
- А давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом:
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…(добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините…(пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…(до свидания)
- Но не только слова должны быть добрыми и вежливыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.
Раз по 30 в день (не реже)
Он кричал: «Эй вы, невежи!»
Заходите к нам в гости,
Поучитесь вежливости.
Я и сам – кричал индюк –
Доктор вежливых наук,
И жена моя пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, осёл,
Заходи, садись за стол,
Что же ты молчишь как рыба?
Ты свиньёй не будь свинья,
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло.
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шёл:
Ни хавронья, ни собака,
Ни корова, ни осёл.
Посинел индюк от злости –
Зря пропали все труды:
«Все они балды, балды, -
И добавил с высоты
Своего величья, -
Не усвоили они
Правила приличья».
- Ребята, вы согласны с индюком. Правильно ли он вёл себя? А почему это стихотворение так называется?
- Ребята, а как вы думаете, есть ли специальные правила поведения в школе и в классе?
4. Игра «Берём – не берём»
-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие)
-безразличие
-благодарность
-вежливость
-ворчливость
-грубость
-жадность
-злость
-скромность
-отзывчивость
-тактичность
-ябедничество
-доброта
Физминутка
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали!
Встаньте.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Пожалуйста, наклонитесь вперед,
Наклонитесь назад.
Присядьте, пожалуйста,
Будьте добры, встаньте.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Инсценирование
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было
. Рефлексия
Ребята, заполните анкету.
АНКЕТА
1.Считаете ли вы себя воспитанным?
Да Нет
2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?
Да Нет
3. Какая самая главная черта воспитанного человека?
- Доброта и отзывчивость
- Вежливость и тактичность
- Общительность и чувство юмора
4. От кого зависит воспитание ребёнка?
- От родителей
- От учителей, воспитателей
- От самого ребенка
Итог урока.
- Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
IV. Заключительное слово
. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
АНКЕТА
1.Считаете ли вы себя воспитанным?
Да Нет
2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?
Да Нет
3. Какая самая главная черта воспитанного человека?
- Доброта и отзывчивость
- Вежливость и тактичность
- Общительность и чувство юмора
4. От кого зависит воспитание ребёнка?
- От родителей
- От учителей, воспитателей
- От самого ребенка
АНКЕТА
1.Считаете ли вы себя воспитанным?
Да Нет
2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?
Да Нет
3. Какая самая главная черта воспитанного человека?
- Доброта и отзывчивость
- Вежливость и тактичность
- Общительность и чувство юмора
4. От кого зависит воспитание ребёнка?
- От родителей
- От учителей, воспитателей
- От самого ребенка
АНКЕТА
1.Считаете ли вы себя воспитанным?
Да Нет
2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?
Да Нет
3. Какая самая главная черта воспитанного человека?
- Доброта и отзывчивость
- Вежливость и тактичность
- Общительность и чувство юмора
4. От кого зависит воспитание ребёнка?
- От родителей
- От учителей, воспитателей
- От самого ребенка
АНКЕТА
1.Считаете ли вы себя воспитанным?
Да Нет
2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?
Да Нет
3. Какая самая главная черта воспитанного человека?