Знакомство с правами и обязанностями детей в игровой форме. Дети делятся на команды и выполняют сообща задания: отвечают на вопросы викторины о правах литературных героев, играют в игру «Запрещается-разрешается», выясняют, кикие права нарушаются в различных песнях, угадывают героев по описанию, отгадывают кроссворд и выполняют творческую работу - создают плакат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мои права и обязанности детей"»
МОИ ПРАВА
Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка и определяющих его обязанности. Развивать речь, мышление через умение анализировать ситуации, высказывать собственное мнение, доказывать или опровергать утверждение. Воспитывать человеческие добродетели и способствовать преодолению недостатков.
Оборудование:
набор таблиц «Права ребенка» , презентация
Ход мероприятия:
1. Распределение учащихся на 5 команд. Выбор капитанов.
Синего цвета – «Правда»;
Желтого – «Дружба»;
Зеленого – «Справедливость»;
Красного – «Право»;
Белого – «Совесть».
2. Знакомство с правами и обязанностями.
В 1959 году международная организация ООН приняла Декларацию (соглашение) прав ребенка, где каждому ребенку гарантируется право на жизнь и развитие.
Знакомство с основными правами ребенка с опорой на презентацию
-Все дети имеют право на жизнь;
-Все дети имеют равные права;
-Ребенок имеет право на полноценное питание;
-Каждый ребенок имеет право на защиту от насилия;
-Все дети имеют право на досуг.
-О каких правах детей ещё вы знаете?
-Право на образование;
-На медицинское обслуживание;
-На отдых.
- В каком документе, кроме Декларации прав ребенка, записаны права граждан? (В Конституции России)
Кроме прав существуют и обязанности. Чем право отличается от обязанности, связь между ними? (Право-могу, обязанность - надо).
· Какими правами ребенка пользуетесь вы в данный момент? (Правом на жизнь и образование).
· Хорошо учиться-это право или обязанность? Связь? (Долг)
· Кто предоставляет ребенку первое право в жизни? (Мама)
3.Сценка из школьной жизни. (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их). Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру? Оля. Нет, я освобождена. (все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать) Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа) Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник? Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение? (Учащиеся высказывают свое мнение
Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.
1. Э.Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Я без шишек и царапин
Не могу прожить и дня.
У меня характер папин –
Лезет драка из меня.
Пять минут сидел я тихо,
Рисовал людей, дома…
Только драка, свистнув лихо,
Снова вылезла сама!
3. Было раз - разбил я чашку,
Все свалил на брата Сашку.
Только мама как-то сразу
Не поверила рассказу.
Мне досталось не за чашку -
За обиженного Сашку.
4. Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
5.Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
4Викторина «Права литературных героев».
Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы с иллюстрациями сказок).
Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.
- Какое право нарушил волк в сказке «Волк и семеро козлят?» (Право на жизнь)
- В какой сказке было четыре покушения на жизнь главного героя и одно убийство? («Колобок»)
- Можно ли расценивать труд внучки из сказки «Репка» как физическое насилие или принудительную работу?
(Нет, это добровольная помощь, выполнения поручения)
5. Игра «Запрещается-разрешается»
Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.
(Учитель по порядку читает стихи)
III. Игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
6. Нарушение прав в песне
Учитель: Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.
1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
7. Закон Человека
Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. Что это за закон?
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
"Твои права кончаются там, где начинаются ::
Порядочность
спРаведливость
рАзумность
Воспитанность
Обязанности
8. Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
Красная шапочка
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
Братец Иванушка
Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.
Колобок
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев
Кащей Бессмертный
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности
Лисица
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался
Буратино
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.
Белоснежка или Спящая царевна
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива
Золушка
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.
Старуха
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.