Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мои права и обязанности". »
Классный час
«МОИ ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ»
2014год
Цели: Познакомить детей с «Всеобщей Декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка»; дать детям первоначальные правовые знания.
Задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить и быть любим Он на свете не один!
(Ребята, посмотрите внимательно на оформление класса. Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем классном часе?)
- Да, действительно, сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек и обязанностям, которые нужно выполнять каждому человеку. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную совместную работу и создать хорошее настроение – улыбнёмся друг другу и нашим гостям и немного послушаем. (включается запись)
Учитель:
- Прочитайте предложение, которое является эпиграфом нашего сегодняшнего разговора.
(Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.)
Перед вами я ставлю проблему: вот эти два слова «права» и «обязанности» они могут находиться отдельно друг от друга? Или они как то взаимосвязаны , как то всегда находятся где- то рядом?
2. Знакомство детей с их правами и обязанностями.
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
- Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?
Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо». Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев. Каждому человеку нужен дом, семья, хорошее здоровье и многое другое. И не просто каждому человеку, не только взрослому, но и детям. Вам и многим другим детям всей планеты. Поэтому люди разных стран собираются вместе и решают важные для всего мира вопросы.
Взрослые люди также имеют много различных прав. Основные из них изложены во «Всеобщей Декларации прав человека».
Ученик:
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Однажды на одном из собраний был принят документ, очень важный для всех детей. Произошло это 20 ноября 1989 года. Была принята «Конвенция о правах ребенка». Многие страны, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию. А это значит, что государство должно постоянно заботиться о детях, защищать их и помогать в трудные минуты. Конвенция состоит из 54 статей, в каждой из которой говорится о каком-то праве ребенка.
Ученик: Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
(Ученики зачитывают права детей: )
1. Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
2. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство.
3. Каждый ребёнок имеет право на жильё.
4. Дети имеют право жить с родителями, имеют право на родительскую заботу.
5. Дети имеют право на медицинскую помощь.
6. Дети имеют право на образование.
7. Дети имеют право на отдых.
8. Дети имеют право на охрану и защиту от непосильного труда.
3. Разбор по плану.
Сейчас мы поговорим о некоторых правах и на примерах сказок получим первоначальные правовые знания.
1.Право на жизнь.
- Можно ли ребенка лишить жизни?
В Древней Спарте ребенка, родившегося слепым, сбрасывали со скалы. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, в которых бедные родители клали в корзину и подбрасывали «добрым людям». А если в мороз добрых людей не оказывалось рядом, то ребенок замерзал. А сейчас обратимся к сказкам, к сказочным героям.
В русской народной сказке «Колобок» какое право нарушила лиса? (лиса нарушила право на жизнь, лишила жизни Колобка), а в сказке «Красная Шапочка» кто нарушил это право? (волк нарушил право на жизнь, он лишил жизни бабушку).
2. Право на родительскую заботу.
У каждого ребенка есть своя семья. В семье может не быть достатка, она может ютиться в тесном доме. Но если семья дружная, то и дети в такой семье счастливые. Пока ребенок не вырос, не окреп, он нуждается в заботе. Заботятся о вас близкие люди – ваши родители.
- Как семья заботится о вас?
Семья не только кормит, поит, одевает ребенка. Она помогает своему ребенку расти, взрослеть. Мамы готовят дочерей к взрослой жизни – учат стирать, готовить, шить. Папы готовят из мальчиков настоящих мужчин. Учат их быть сильными, мужественными.
Стихотворение: Если три человека идут вдоль реки,
А потом на воде стерегут поплавки,
Если три человека повсюду втроем,
Друг без друга не могут
Ни ночью, ни днем,
То они – эти три человека – семья.
Это папа и мама, и я.
3. Право на охрану здоровья.
- А если ребенок родится здоровым, и родители его любят, а потом вдруг заболеет, и жизнь его будет в опасности, чем тогда поможет Конвенция?
- Нужно бороться с болезнями, вовремя оказывать медицинскую помощь. А еще каждому ребенку нужно самому заботиться о своем здоровье.
-Как? (заниматься спортом, закаляться)
Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Вместе с солнышком встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку.
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
4.Право на жилье.
Разбор на примере сказки «Лиса и заяц» (лиса нарушила право, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья). Сказка «Три поросёнка» (нарушено право на неприкосновенность жилища).
5.Право на защиту от непосильного труда.
Разбор на примере сказки «Золушка». В этой сказке мачеха заставляла Золушку трудиться с утра до ночи. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Здесь нарушено право на отдых и досуг.
Вывод: каждый ребенок должен дома помогать родителям в силу своих возможностей.
6.Право на образование.
Каждый день дети во всем мире отправляются в школу. Школа – часть нашей жизни. Без нее не прожить как без воздуха, без воды, без хлеба.
Каждое утро дети идут в школу и, многие из них, не испытывают при этом большой радости. Ведь учеба требует труда, а иногда и очень большого. У каждого из вас есть любимые предметы, а есть и нелюбимые. Но для образования нужно знакомство со всеми науками. Не в каждой стране дети имеют возможность ходить в школу. Во многих странах Африки дети работают в поле, ухаживают за животными. Они вынуждены это делать, чтобы помочь семье. В мире еще много неграмотных людей.
- А почему нельзя оставаться неграмотным?
Неграмотный человек ничего не знает и не умеет делать. Из-за человеческого невежества происходят катастрофы. Невежды губят природу: отравляют реки, заражают воздух. Они развязывают войны. Спасти от невежества может только образование.
(Закрепление по сказке «Буратино».) На примере сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» видно, сколько неприятностей было у Буратино из-за его неграмотности, из-за того, что он не учился, а бродил по улицам и попадал в разные истории.
4. Закрепление.
- О каком праве идет речь?
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа дверь!
Нам скорее подари
Расписные буквари. (право на образование)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас.
Я уколов не боюсь!
Если надо – уколюсь!
На прививку вызывают,
Братцы, нас! (право на охрану здоровья)
Но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца.
Представьте себе,
Прожорливое брюшко.
Представьте себе,
И съела кузнеца. (право на жизнь нарушено)
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я! (право на жизнь)
Стал сапожником Енот,
Он для всех обувку шьет:
Тапки – на лапки,
Сапожки – на ножки,
Даже старые ботиночки
Принимает для починочки. (право на труд)
Ох, случилась вдруг беда,
Выпал птенчик из гнезда.
Он зовет на помощь мать,
Ищет мать, ищет мать. (право на родительскую заботу)
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. (право на образование)
5. Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это … запрещается.
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это … разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это … разрешается.
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … запрещается.
Учитель:
Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь. Конкурс «Песня о правах» 1. «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) 2. «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование) 3.«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей). (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
4.«Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) (Право пользоваться благами, право на отдых)
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас поработайте в парах и вспомните, пожалуйста их.
Работа в парах.
Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию Российской Федерации:
Обязанности:
Каждый гражданин обязан соблюдать законы.
Каждый гражданин обязан охранять природу.
Молодой человек, достигший 18-летия обязан защищать отечество.
Дети обязаны заботиться о родителях.
Каждый гражданин обязан получить образование.
Посмотрите сценку, которая называется «Про Петю». Будьте внимательны и постарайтесь найти ошибки в поведении членов семьи.
Сценка «Про Петю».
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
VI. Обобщение
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Правом на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка, вспомнить те обязанности, которые есть у вас. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.
1 ученик
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нём важны нам все права, Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка Права вечного на отдых, Есть в Конвенции об этом Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я – Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс Выпускается, друзья!
Подведение итогов:
- С какими важными документами вы познакомились сегодня?
( «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция Российской Федерации»).
- О чём мы вели сегодня разговор?
- Вспомните, какая проблемная ситуация стояла перед вами в самом начале нашего разговора?
Могут ли находиться отдельно друг от друга вот эти два слова «права» и «обязанности»? Или они как то взаимосвязаны, как то всегда находятся где- то рядом?
-Какой вывод вы можете сделать ?
(Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.)
Учитель:
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Вы живете не одни, а среди людей, поэтому научитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми.