Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дружба чудесное слово"»
Классный час на тему: «Дружба чудесное слово» 2 класс
Форма проведения – деловая игра.
Цель:
Дать понятие дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие “дружба”,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, в виде презентации ,компьютер, экран, музыкальный центр, клипы на песню“Дружба крепкая”, “О дружбе”.
На столах у детей: Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица)
Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Слайд 2-3 (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Слайд-4
- Итак, тема нашего классного часа “Дружба – чудесное слово”
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
Слайд -5
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
Слайд -6
При подготовке к классному часу вы:
Разучивали стихи и песни о дружбе.
Писали мини-сочинения на тему “Что такое дружба?”, “Мой лучший друг”.
Искали пословицы и поговорки о дружбе.
Провели фото-конкурс “Мой друг”.
Объединились в дружные семейки, выполняя различные поручения, помогали друг другу.
Этап осмысления. Фронтальная работа
Учитель: - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Слайд-7
Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям?(высказывания детей).
В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Слайд -8.
В словаре В.Даля Дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.
Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба.
Слайд -9
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”.
1.
Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
2.
Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год…
3.
Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.
4.
Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст.
5.
Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на Земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных.
6.
Дружба - это теплый ветер, Дружба - это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души веселый пир.
7.
Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь веной полна.
8.
Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба это ценный дар.
Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.
Слайд -10
- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
Слайд – 11-12
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. (“Толерантность”).
- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпение
Понимание
Уважение
Снисходительность
Принятие чужого мнения
Учитель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.
- Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (на каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
Учитель: Итак , какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
На доске:
добрый, вежливый, честный, щедрый,
сильный, внимательный, заботливый,
преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый,
льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
ленивый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
Дети пишут.
(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.)
Слайд -13
- А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.
- А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.
Я приглашаю Лобачеву Ольгу, Коваленко Арину и Марабаева Мансура, которые прочитают стихи о настоящем друге.
Слайд -14-17
А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет, есть и спать, Когда такое вдруг! Но… Если друга надо звать - То вряд ли это друг..
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама)
Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде. Об этом нам прочитают стих Викторкин Денис и Яцукова Лиза.
Слайд -18
Предлагаю всем спеть песню “Настоящий друг”.
Слайд 19-20
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь” .
- Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Обсуждение рассказа. (у каждой группы на столе рассказ)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Учитель: У меня нет друзей, потому что они дразнятся .Я обижаюсь, плачу, злюсь, когда меня дразнят, слышу я от ребят нашего класса.
- Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?
Задание: Напишите на лепестках ромашки слова- качества или слова-действия, которые мешают дружно жить в коллективе.
Слова: жадность, ябедничество, глупость, воровство, капризность, задиристость, ложь, … Все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.
Учитель: Итак, вы написали отрицательные черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Иногда человека дразнят из-за недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда?
Слайд -21
Стихотворение “Давай мириться”, читают Иванов Данил, Васильев Иван.
Чем ругаться и дразниться, Лучше нам с тобой мириться! Будем вместе улыбаться, Песни петь и танцевать, Летом в озере купаться И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься, Баб лепить, в снежки играть, На двоих делить конфеты, Все проблемы и секреты. Очень скучно в ссоре жить, Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей! Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг! - И ты мне друг! Мы обиды все забудем И дружить, как прежде, будем!
Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их послушаем. (несколько ребят читают сочинения)
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
Слайд -22
Составление “Правил дружбы”.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
Правила Друзей. (Памятка)
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь..
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
Ребята читают стихи о дружбе.
Слайд-23
Поют песню “Дружба” (клип)
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
Подарите сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Слайд 24
Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.