КЛАССНЫЙ ЧАС О ЛЕЧЕБНЫХ РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ «ОДУВАНЧИК»
Гринцевич Галина Владимировна, ГУ «Средняя школа № 8», г. Кокшетау, Акмолинская область.
Аннотация:
На классном часе ученики первого класса знакомятся с лечебными свойствами растения одуванчик. У учащихся развивается творческое воображение. Ученики знакомятся с легендой, придумывают загадку и размышляют о пользе или вреде одуванчика. Ребята учатся беречь и любить природу.
Цель. Познакомить учеников первого класса с лечебными свойствами растения одуванчик
Задачи:
Образовательная: Формировать у детей элементарные представления о ценности природы и ответственности человека за её сохранение.
Развивающая: Развивать интерес к окружающей природе. Активизировать детскую любознательность, используя прием познавательных высказываний
Воспитательная: Воспитывать интерес к растению - одуванчик.
Оборудование: Восковые карандаши, альбом для рисования. Иллюстрация «Одуванчик».
Словарная работа. Лучина, засветила, образа, заговор.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Рассказ-загадка.
Пробудился цветок, потянулся, улыбнулся, огляделся вокруг и увидел яркое, веселое солнце. Солнце то же заметило цветок и в знак приветствия, послало ему свой теплый лучик. Этому цветочку так приглянулось солнце, что с этой минуты он не отводил от него своих восторженных глаз. Утром солнце всходит на востоке, и цветок смотрит на восток, поднимется в зенит и цветок поднимает головку вверх. Ну а к вечеру, когда солнце приближается к закату, цветок тоже смотрит на запад и … засыпает, недаром в народе эти цветы называют часами. Но наступает момент, когда вдруг тот, же цветок, да не тот. И форма цветка другая, и цвет совсем другой. О каком цветке идет речь?
-Да, это о таком известном сорняке и таком незнакомом лечебном - одуванчике. Иллюстрация – одуванчик.
3.Беседа
-Какие слова, предложения подсказали вам ответ?
-Давайте вспомним, что происходит с одуванчиком, после оттого, как он отцветет?
-У кого другое мнение?
-Что помогает семенам- парашютикам разлетаться во все стороны?
-Как только семена попадают на землю, сразу ли начинают они прорастать?
(лежат до весны)
4.Эмпатия
-Ребята, давайте побудем в роли маленького одуванчикового семечка
Семечко сидело глубоко под мерзлой землёй, вот так
( обхватить руками согнутые колени и спрятать голову,)
-Что вы чувствуете, сидя под землёй?(темно, одиноко, холодно…).
-Но вот теплые лучи солнца начали, прогревает землю, семечко пустило корни (дети выпрямляют ноги-встают, попеременно двигая стопами).
-А затем, стал пробиваться росток
(все вместе приподнимаются, руки согнуты в локтях перед грудью, ладошки вместе).
-У ростка появились первые листочки
(Встали, плавные взмахи руками через стороны вверх).
-Листочки поворачивались к солнышку и трепетали от дуновения ветерка (поднять руки вверх, слегка встряхнуть кистями).
-Появился стебель с бутоном
(покачивание головой)
-И наконец-то распустился первый цветок!
(Руки в стороны, кистями вращаем, голову наклонить назад, улыбнуться)
-Что вы чувствуете, находясь на поверхности земли, под теплыми лучами солнца?
-Спасибо всем, а теперь, подумайте и скажите, легко ли приходится одуванчику, прежде чем он увидит солнце?
-Что необходимо для роста растения?
-Где вы встречали этот цветок?
-Нравится ли вам рвать или по-другому мы говорим собирать букеты из одуванчиков?
-Как долго стоит такой букет в доме?
-Что вы делаете с завядшими цветами?
Знаете ли вы ….. что одуванчик – это цветок, из которого можно приготовить салат, сварить вкусное пахучее, очень полезное варенье, а в умелых руках это еще и лечебный цветок.
5. Легенда.
Шла девица по лесу. Увидела избушку. Зашла. В избушке темно, и кто-то стонет.
-Кто здесь? Отзовись!- говорит девушка и слышит голос:
-Засвети лучину. Увидишь!
Засветила лучину девица-краса, перекрестилась на образа и видит — лежит на печи старушка, плачет.
-Спасибо тебе, что зашла ко мне,— говорит старушка. — Тебя Господь послал, чтоб я не умерла и с собой мудрость жизни не унесла. Паутину смахни, печь затопи, водицы принеси, меня напои. У забора травы нарви с золотой головкой, листья в воду положи да меня накорми. Корешки два раза отвари да мне подай. У меня боль в груди пройдет, сердце успокоится. Соком ноги помажь, опухоль сгони.
Сделала все девушка-красавица так, как велела старушка: напоила ее отваром корней, отмоченными в воде листьями, смазала соком опухшие ноги. И старушка ожила, повеселела и ей запомнить велела: эту травку знать, по роду передавать и этот заговор читать:
«Бабушкина трава, ясного солнца голова
Спаси меня от живота болящего,
От ног болящих, опухолей вселящих.
Бегайте мои ноги за божьей травой,
Собирайте корни осенью, весной»
-В каких же нуждах помогает «бабушкина трава»?
-Как необходимо заготавливать одуванчик, я вам расскажу.
Листья одуванчика заготавливают ранней весной , рано утром, когда спадет роса. Для их просушки используют навесы, чердаки домов, а для хранения - берестяные и картонные коробки.
Корни одуванчика заготавливают в сентябре-октябре и просушивают на солнце до тех пор, пока перестанет выделяться сок. После измельченные фракции просушивают в печках или духовках и хранят в стеклянных банках.
-Как вы думаете, в каких местах нельзя собирать растение?
-Какие месяцы самые лучшие для заготовки одуванчика, кто запомнил?
-Зачем нужно заготавливать и корень и цветы и листья одуванчика?
6.Загадка
-Давайте, пофантазируем, и сами придумаем загадку про одуванчик?
Какой? На что похож?
желтый желток
пушистый цыпленок
седой дедушка
-Что получилось?
желтый, но не желток,
пушистый, но не цыпленок
седой, а не дедушка.
-Ребята, поделитесь своими знаниями про одуванчик.
7. Размышление «Одуванчик – сорняк или лечебное растение?»
(в огороде, на грядке сорняк, который мешает расти культурным растениям, но после прополки из одуванчика можно приготовить салат из молодых листьев, приправы к мясным блюдам, употребляют как шпинат; цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи; из раскрывшихся бутонов готовят одуванчиков мед; из корней готовят замечательный кофе. Чтобы удалить горечь из листьев, их вымачивают в соленой воде 20-23 минут . Одуванчик используется для улучшения аппетита, регулирования деятельности желудочно-кишечного тракта, при желчекаменной болезни, как легкое слабительное. Может применяться для лечения сахарного диабета, почечнокаменной болезни, атеросклероза. Является антигельминтным и антитоксическим средством. Стимулирует деятельность сердечно-сосудистой системы, назначается при артритах. Обладает ранозаживляющим, обезболивающим, противовоспалительным действием, эффективно используется для удаления бородавок. Способствует увеличению лактации. Оказывает тонизирующее действие, устраняет ощущение усталости. Полезен при заболевании щитовидной железы. )
8.Физминутка
9.Подумай
-Ребята, подумайте и скажите, что мы можем сделать с вами, чтобы наша природа была нашей помощницей и защитницей?!
10 .Рисование .
Давайте представим себя веселыми, яркими, солнечными одуванчиками и расскажем о своих ощущениях.
(1. Я желтый одуванчик. Свои тоненькие лучики – лепесточки тяну к солнышку, Какое теплое, ласковое солнышко! 2. … ….)
-Ну, что ж, мы так живо представили себя одуванчиками, придумали рассказ о нем, то думаю, для нас не составит труда и нарисовать его.
11. Рассматривание работ.
12. Итог.
Выводы:
Одуванчик не будет расти без земли (солнца, воды) потому что …
Одуванчик сорняк, потому что …
Одуванчик необходимый цветок, потому что …
Список литературы:
1. Джейн Эллион, Колин Кинг. Детская энциклопедия. ЗАО «Росмэн - пресс». 2005г.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия развития. 1998г.