kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Самооценка и отметка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми" учениками. Период адаптации ребёнка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками уже закончен.Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. « Думаю, что   буду учиться так же хорошо, как в первом классе». « В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь не знаю, как смогу.» Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Самооценка и отметка"»

Самооценка и отметка.

Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников.

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми « учениками.Период адаптации ребёнка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками уже закончен.Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. « Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе». « В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь не знаю, как смогу.» Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знания человека о себе и его отношении к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственныеуспехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки.Она становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Это связано с включением ребёнка в процесс систематического обучения.В школе ребёнок выступает объектом перманентных социально – нормированных оценок, , что побуждает его к активному поиску путей соответствия этих оценок.Эта ситуация поворачивает ребёнка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Всё это способствует становлению у ребёнка внутренней оценочной позиции, развитию отношений к собственной личности как особому объекту познания.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников.Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя « хорошими, умными» и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название» феномен вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё достаточно ограничены, они ещё только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают и неуверенность в себе, снижение самооценки. Ослажняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределённы.В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношение к ним родителей и детей.

Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – Результат этого процесса, его условно – формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем как вывод из сказанного называет заслуженную отметку.

Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь « объявлением» отметки, не давая развёрнутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за неё отметкой остаётся скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил пятёрку, а сегодня тройку.

Родители тоже редко разъясняют ребёнку связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами – то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, а вот потребности и интересы школьника при этом не учитываются.

Однако без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: « С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого жёсткий, неумолимый. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости, от отметок.Дети зачастую улавливают эту связь быстрее , чем взрослые: « Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

Рассмотрим так называемую « торжественную пятёрку». Это торжество, чувство собственной полноценности, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Радость для родителей и родственников.Чувство уважения со стороны взрослых.Появляется уверенная позиция в семье, расширяются его права. Как видим, происходит сложное, многослойное воздействие. Возникает желание испытать его повторно, и за короткий срок стать потребностью.А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятёрку.Постепенно работа с полной отдачей становится чертой личности школьника.

« Обнадёживающая четвёрка». Переживания школьника очень зависят от того, действительно ли эта четвёрка обнадёживающая, т. Е. является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки такие же, как при « 5 «. Но если эта четвёрка следует за пятёркой, то это воспринимается. Как снижение результата.Школьник испытывает чувство ущемлённого самолюбия, родители тоже иногда прибегают к умеренным санкциям: приостанавливают исполнение данных ранее обещаний. Лишают некоторых удовольствий. Задеваются те же самые глубокие социально – психологические слои, но уже с отрицательным знаком.

« Равнодушная тройка». Здесь нет переживания успеха. Нет и отрицательных переживаний.Эмоциональный фон нейтрален. Возникает безразличное отношение к учёбе.Появляется при этом чувство полноценности или неполноценности- зависит от уровня притязаний школьника.Что хуже , сказать трудно.При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, но вряд ли сформируется потребность хорошо учиться. При высоком уровне притязаний появляется чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания где то на стороне, либо к агрессивности. Позиция в классе тоже вполне определённая: ребята сближаются с подобными себе, с теми, у кого такое же отношение к учёбе.Позиция в семье в основном нейтральная: говорить об учёбе там не принято, родители и дети взаимно это избегают – радости такой разговор всё равно никому не принесёт, а отсутствие «2» позволяет спокойно уклониться от обсуждения школьных дел. Хвалить или ругать не за что. С течением времени это перерастает в привычку, а затем и в потребность заниматься учёбой настолько,чтобы обеспечить себе спокойное существование. Конечно, это о тех, для которых «3» стала стабильной отметкой.

Не будем говорить о двойке. Последствия не требуют комментариев.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час на тему "Самооценка и отметка"

Автор: Макаркина Надежда Петровна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок русского языка во 2 классе по теме "Предложение" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "159803"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421947512"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Учебная мотивация учащихся и родителей""
    ["seo_title"] => string(48) "uchebnaia_motivatsiia_uchashchikhsia_i_roditelei"
    ["file_id"] => string(6) "541530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582990671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "191291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427290148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Родительское собрание " Мой ребенок становится трудным""
    ["seo_title"] => string(52) "roditelskoe_sobranie_moi_rebenok_stanovitsia_trudnym"
    ["file_id"] => string(6) "622591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673265753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства