МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
«муниципальнöй велöдан учреждение «Шöр школа № 9»
Классный час «Диалог о важном…»
Тема: «Умеем ли мы прощать?
Всё ли можно простить?»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 9» г.Сыктывкара
Кубернюк Н.Б.
Цели : воспитание стремления прощать окружающих тебя людей, воспитание чуткости, отзывчивости, терпимости по отношению друг к другу .
Сегодня наш классный час мы посвятим очень важной теме.
-О чём таком важном пойдёт у нас разговор, вы узнаете выслушав «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки.
Словарь:
Понятны ли вам слова ПРИТЧА?
- этот литературный жанр, котрый возник в древности на Востоке- это краткий поучительный рассказ, без прямого наставления
Блудный – заблудший, совершивший ошибку.
Чтение притчи. (по ходу чтения открываются слайды)
Ребята, прослушав притчу, давайте с вами разберемся, в чём её мораль – о чём таком тайном и скрытом от глаз и слуха эта притча. Раскроем её тайну - узнаем тему нашего важного разговора.
2) Анализ её:
- Кто же раскрыл тайный смысл притчи? О чём мы узнали из притчи?
(о прощении отца своего сына)
Тема прощения проходит красной нитью через всю Библию.
К этой теме обращались и великие люди, ушедшего тысячелетия.
Как например, голландский художник РЕМБРАНДТ – для которого библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой картины, которая находится в Эрмитаже в г.Санкт- Петербурге (слайд)
Давайте сформулируем тему нашего классного часа.
Тема нашего классного часа
«Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»
а) -Ребята, какие слова мы произносим при прощении?
ИЗВИНИ, ПРОСТИ- такие простые слова, а как бывает сложно произнести их. Но этому нужно обязательно научиться!
Давайте прежде всего уточним разницу этих слов-
Когда мы можем произнести?
ИЗВИНИТЕ – что совершил несерьёзное.
Например: наступил кому-то на ногу… (дети приводят свои примеры из жизни)
ПРОСТИТЕ – когда нанесена более глубокая обида
Например: обманул кого-то, нагрубил, совершил что-то …
- Итак, что же означает теперь для вас это слово ПРОСТИТЬ?
(на экране) (слайд)
Перестать гневаться и винить другого человека;
Не упрекать человека за нанесённую обиду:
Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придёт мириться;
Относиться терпимо к чужим проступкам
Вспомните ситуации, когда кто- то из вас просил прощение или наоборот – прощали… Легко ли вы прощали своего обидчика?
Что мы чувствуем, когда прощаем другого человека? Выбирая нужные слова, прокомментируйте свой выбор. (РОМАШКА)
(на доске - на лепестках написаны слова, ученики выходят к доске и выбирают нужные лепестки)
ПРОЩАЯ, я ИСПЫТЫВАЮ…
- РАДОСТЬ; ГОРЕ, БОЛЬ
- СЧАСТЬЕ, ОБЛЕГЧЕНИЕ - ЖЕЛАНИЕ НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ
- НЕСЧАСТЬЕ - УДИВЛЕНИЕ;
- ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ОБИД И ТЯЖКИХ МУК - СКРЫТУЮ ОБИДУ
- РАЗОЧАРОВАНИЕ
- А как дать человеку понять, что ты его прощаешь?
А всегда ли можно прощать?
Афоризмы, умные изречения: (слайд)
- А что же говорят по поводу прощения другие люди?
Как только человек заболевает, ему надо поискать в своём сердце, кого надо простить.
С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
(А. Суворов)
Легче простить врага, чем друга.
Бог прощает того, кто прощает других.
В последних словах упоминается о боге. Как я уже
сказала тема ПРОЩЕНИЯ пронизывает всю БИБЛИЮ, и
перечитывая её мы УЧИМСЯ … (ПРОЩАТЬ)
В христианстве прощению отведён даже специальный день - последний день Масленицы накануне Великого поста- Прощённое… воскресенье. (слайд)
-Почему этот день называется прощённый? (в этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, обещая не помнить зла)
Учитель:
Прощение – это сложный процесс, который требует много сил и энергии, которая исцеляет нас от обид. А обида, злость- вредно воздействуют на здоровье человека.
Прощание словно спасательный круг, который в ситуации обиды не даёт утонуть в потоке гнева и агрессии.
И есть, конечно люди, которые считают что ПРОЩЕНИЕ – это проявление слабости, это унижение перед другим.
Но прощение – это большая победа над собой.
РЕФЛЕКСИЯ:
А сейчас подумайте, что нам даёт прощение:
Прощая , я могу сохранить друга, дружбу;
Освобожу своё сердце от обиды, злобы
Послушай стихотворение Б.Пастернака (слайд)
В заключение мне бы хотелось вашему классу сегодня подарить АНГЕЛА как символ чистоты и святости (слайд)
Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: (слайд)
«Прощение – не только отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось должен быть лишён права на них».
Постарайтесь быть внимательными к окружающим, не огорчайте тех, кто вас любит, и если всё же что- то получилось не так, найдите в себе МУЖЕСТВО признать свои ошибки и попросить прощения.
ПРОЩЕНИЕ – это путь к милосердию, путь добра и любви. (слайд)
А сейчас встаньте, возьмитесь за руки, чтобы почувствовать тепло, исходящего от каждого (звучит музыка)
Притча о блудном сыне (из Евангелия от Луки)
У одного человека было два сына, и сказал младший из них отцу: "Отдай мне полагающуюся мне часть имущества". И отец разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть, уехал в далёкую страну.
Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал и скоро денег у него не осталось.
А в то время в той стране начался сильный голод, и стал он бедствовать. Тогда он пошёл работать к одному из местных жителей, а тот послал его пасти свиней. И он был бы рад съесть стручки, которые ели свиньи, но даже этого никто не давал ему.
И тогда он, одумавшись, сказал себе: "Сколько работников у моего отца едят досыта, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: "Отец, я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном, прими меня как одного из твоих работников!"
И он пошёл к своему отцу. Он был ещё далеко, когда его увидел отец. Он сжалился над сыном, побежал ему навстречу, обнял и поцеловал его.
И сказал ему сын: "Отец! Я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном".
Отец же сказал своим рабам: "Скорее принесите его одежду и оденьте его. Наденьте перстень ему на руку и обувь на ноги. Приведите и заколите откормленного телёнка. Будем есть и веселиться, ведь мой сын был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся!" И устроили праздник.
Старший сын был в это время в поле. А когда стал возвращаться, подойдя к дому, услышал музыку и пение. Подозвав одного из слуг, он спросил, что здесь происходит? Тот ответил: "Брат твой возвратился и отец заколол откормленного телёнка, потому что сын вернулся к нему целым и невредимым". Старший брат рассердился и не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Старший сын сказал в ответ: "Сколько лет я служу тебе, всегда слушался, но ты никогда не дал мне и козлёнка. А когда пришёл этот твой сын, который потратил всё твоё состояние , ты заколол для него целого телёнка!"
И сказал ему отец: "Сын мой! Ты всегда со мной, и всё моё - твоё. Но как же не радоваться тому, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся".