Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений по предметам для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Картотека упражнений по предметам
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Слабожанко Елена
Ейск, 2019г
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
МАТЕМАТИКА
Задачи на логическое мышление
1. Один рабочий получал в день столько рублей, сколько дней он работал, а другой получал в день на рубль больше первого, но проработал днем меньше. Кто из них получит больше денег? (первый рабочий)
2. Вырази число 24 тремя одинаковыми цифрами. (24 = 8+8+8, 24 = 22+2)
4. Когда отцу было 32 года, мне было 11 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне теперь лет? (21год)
5. На дворе ходят гуси и лошади, у всех 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей?
6. Расставь между цифрами 524127 знаки математических действий так, чтобы у тебя получилось 100. Порядок цифр не меняй.
7. На рынок привезли в 5 маленьких и 2 больших ящиках 54 ананаса, оказалось, что в 3 маленьких и 2 больших—42 ананаса. Сколько ананасов в одном маленьком и одном большом ящике?
8. Квадратный участок огородили изгородью длиной 390 м. Какова площадь участка?
9. У продавца было шесть разных ящиков с черешней массой 6,7,8,9,10,11 кг. Два покупателя купили пять ящиков, причем каждому черешни досталось одинаково. Какой ящик остался?
10. На площади стоит памятник—его общая масса 240 т. Памятник в 5 раз тяжелее пьедестала. Какова масса памятника и пьедестала в отдельности?
Задание по геометрии
Как, разделив окружность на 8 равных частей, построить такую развертку. Сделай это. Раскрась ее.
Задание «Верно, неверно»
1.Выбери правильный ответ.
А. Белый квадрат меньше чёрного, но больше красного.
Б. Красный квадрат меньше чёрного, но больше белого.
В. Чёрный квадрат больше белого, но меньше красного.
2.Выбери правильный ответ.
А. Ручка длиннее ластика, но короче карандаша.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание «Перестановка»
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя сущ. Необходимо использовать все буквы.
лик+пена= иск+том= кожа+ворон=
Задание «Синонимы»
Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
Задание «Сумасшедший архитектор»
Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
Задание «Десять плюс десять»
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
УМТСВЕННО
ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
МАТЕМАТИКА
Задание «Разговор по телефону»
В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте, кто кому звонил.
Например: на доске расположены примеры на карточках. 25-20; 14+9; 46-26;50+12;
задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком «+», во второй со знаком « -«.
Задание «Числовой ряд»
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется
Учащиеся записывают в тетрадях цифры от 1 до 10. Педагог дает инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления (-).
Учитель диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие "гласные звуки"». Объясните, что это такое». * Это упражнение полезно проводить 3-4 урока подряд.
Задание «Что нового?»
Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена явно новая для детей информация. По прочтении текста педагог задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».
* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней, знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)
Задание «Письмо с пропусками».
Педагог дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем педагог предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. * Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика — саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание «Правильно, неправильно»
Определить, правильно ли проведено сравнение:
Мухомор несъедобный, а у белого гриба коричневая шляпка.
У снегиря красная грудка, а у ласточки раздвоенный хвост.
Задание «Придумка»
Придумай, что будет, если…
Сначала утро, потом ночь.
Сначала взрослый, потом ребёнок.
Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.
Сначала спят, потом ложатся в кровать.
Задание «Лжезагадки»
Кто быстрее долетит до цветка-бабочка или гусеница?
Ответы:
Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;
Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.
Одновременно, если гусеница летит на бабочке.
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
МАТЕМАТИКА
Упражнение «Пространственные отношения»
Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш.
Упражнение «Узнай фигуры»
Это задание развивает такой вид памяти, как узнавание. В задании детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных жирной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». Задание проводится не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми заданиями.
Задание «Восприятие времени»
Предложите ребёнку определить промежуток времени в секундах времени от стука до стука или длительность какого-либо звукового сигнала, например, звонка.
1-ый случай – 40 сек
2-ой случай - 90 сек
По данным психолога Сергеева К.К. ориентировочно: одна минута в первом классе как 11 секунд, в третьем - как 25 секунд, в пятом – 31 секунда, а взрослые - 35 секунд. Один час воспринимается более объективно.
При работе с классом учитель должен оценить восприятие времени у каждого ученика. Лучшие результаты наиболее приближены к объективному времени.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание «Заполни пропуски»
Ученикам предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
Сахарница – это посуда для … .
Сковородка – это посуда, на которой … .
Существительное – это часть речи, которая … .
Берлога - это дом для … .
Яблоня – это дерево, на котором … .
Приставка – это часть слова, которая … .
Аквариум – это дом для … .
Задание «Поменяшки»
Даны два предложения:
Щенок – это маленькая собака.
Щенок – это детёныш собаки.
Ученикам предлагается задание – в каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое и определить, какое из новых предложений верное.
Задание «Слова»
Дано задание:
1) Выпиши все слова, в которых шесть букв и есть буква т.
2) Выпиши все слова, в которых пять букв и две буквы а.
3) Выпиши все слова, в которых четыре буквы и есть буква л.
К этому заданию имеется ряд слов: сом, трава, нитка, собака, нос, ваза, сено, голубь, стул, ручка, нота.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Упражнение «Пошуршим, постучим»
Упражнение проводится в помещении и для занятия потребуются различные предметы и материалы - полиэтиленовые пакеты, бумага, ключи, палочки, ложки и др. Ребенок знакомится с различными звуками, которые получаются при манипуляциях с предметами. Взрослый должен пошуршать пакетом, постучать деревянным молоточком, помять и порвать лист бумаги, позвенеть ключами, провести палочкой по батарее, а затем предложить ребенку закрыть глаза и угадать звучащий предмет. Открыв глаза, ребенок должен этот предмет назвать или показать. Цель упражнения - помимо развития слухового внимания, еще и восприятие на слух звуков, издаваемых различными предметами.
Упражнение «Коробочки со звуками»
Насыпать в небольшие непрозрачные баночки или коробочки (например, из-под киндер-сюрпризов) различные крупы: горох, манку, рис, можно также взять соль, макароны, бусинки, мелкие камушки. Коробочек должно быть по 2 каждого вида. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание малыша, а затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек нужно увеличивать постепенно. Это упражнение учит воспринимать на слух звуки, которые издают различные сыпучие материалы.
Упражнение «Один или много звуков»
Взрослый ударяет в барабан или бубен один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел и назвал словами или показал на пальчиках, сколько прозвучало ударов - один или много. После того, как ребенок понял задание, можно приступать к различению количества звуков только на слух.