Просмотр содержимого документа
«Картотека "Познавательные игры"»
Познавательные игры
Игры на развитие внимания.
Игра «Самый внимательный». Развивает зрительное внимание, память.
Участники игры выстраиваются полукругом. С помощью считалки выбирается первый водящий. Затем водящий выходит в центр, лицом к остальным и на протяжении 30-40 секунд внимательно рассматривает участников, запоминая порядок их расположения. По команде педагога водящий разворачивается спиной к ребятам и называет порядок, в котором они стоят. Если водящий не ошибся, остальные поддерживают его аплодисментами. На месте водящего должен побывать каждый игрок (очередность выбирает педагог, или участники становятся водящими по порядку).
Игра «Четыре стихии». Развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие дети выстраиваются в круг. Педагог показывает движения, соответствующие каждой стихии. «Воздух» — руки в стороны, имитация взмахов крыльев птицы; «земля» — упор присев, руки вниз; «вода» — руки вперед, разведение рук в стороны (как при плавании); «огонь» — вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Затем педагог, в произвольном порядке, называет эти слова, а дети выполняют соответствующие им движения. Темп постоянно увеличивается. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, покидая круг.
Игра «Сколько чего?» Развивает зрительное произвольное внимание.
Педагог просит ребенка осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, объединенных каким-либо признаком — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы. Эту игру можно провести с группой детей. Тогда ребята должны будут зафиксировать найденные предметы письменно. Побеждает тот, кто нашел больше предметов.
Игра «Запретное движение». Развивает скорость переключения внимания и его концентрацию.
Педагог показывает школьникам движение, которое повторять нельзя. После этого выполняет различные движения руками, ногами, а дети их повторяют. Неожиданно показывает запретное движение. Те, кто повторил это движение, выбывают из игры.
Игра «Жук». Развивает распределение концентрации.
Детям выдается лист, разделенный на одинаковые квадраты (чем старше ребенок, тем больше квадратов). Педагог предлагает представить, как по бумажному листу ползает жучок. Педагог дает команды: жук ползет влево, жук ползет вверх и т.д. Дети должны мысленно водить жука, без подкрепления в виде ручки или пальца. Когда педагог говорит «Стоп игра», школьник карандашом рисует точку в том квадрате, где, по его мнению, остановился жук.
Игры на развитие мышления.
Игра «Сокращение рассказа». Развивает умение вычленять из информационного блока основные смысловые части.
Педагог выдает детям текст короткого рассказа или читает его вслух без выдачи текстового наглядного материала. Задача детей передать содержание рассказа, используя 2-3 предложения. При этом необходимо донести основную информацию, избавившись от мелких деталей. Побеждает тот, кому удалось более лаконично и содержательно передать смысл рассказа. Игра заканчивается совместной доработкой и более удачных вариантов ответов.
Игра «Как применить?» Развивает умение анализировать, креативность.
Педагог показывает или называет любой известный всем детям предмет. Это может быть указка, книга, ластик и т.д. Затем он предлагает придумать как можно больше способов его применения: книгу можно использовать для создания тени, как подставку под проектор и т.д. Запрещены «варварские» способы применения предмета, причиняющие вред людям или портящие предмет. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Игра «Черный ящик». Развивает навык анализа и синтеза, логическое мышление.
Педагог показывает «черный ящик» с неизвестным предметом внутри. Детям за 10 наводящих вопросов предлагают отгадать , какой предмет находится в ящике. Вопросы должны быть связаны с внешними и функциональными свойствами предмета: Там что-то круглое? Там рабочий инструмент?
Игра «Аналоги». Развивает логическое мышление, умение систематизировать информацию, классифицировать объекты.
Называется предмет или явление, например, «самолет». Ребятам нужно подобрать и записать как можно больше аналогов - предметов, сходных по существенным признакам. Необходимо систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от свойства, по которому они подбирались. Например, «аналоги» самолета - птица, пчела (летают); машина, трамвай (транспортные средства). Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп и аналогов.
Игры на развитие памяти.
Игра «День Рождения». Развивает аудиальную память, умение запоминать числовой ряд.
Дети выстраиваются в круг (стоя или сидя). Первый член группы называет своё имя и дату своего рождения. Второй – имя предыдущего и дату его рождения, свое имя и дату рождения и т.д. Последний, должен назвать имена и даты рождения всех членов группы. Если ребенок допускает ошибку, то он начинает повторять заново, а педагог может сделать подсказку в случае затруднения.
Игра «Инопланетяне». Развивает слуховую краткосрочную память и концентрацию внимания
Детям выдается лист бумаги, карандаш.
Педагог предлагает детям прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и максимально точно изобразить портрет на листе бумаги. Примерное описание: «На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в школе. Он очень высокий с длинным овальным телом. Голова похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали три длинные антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Глаза не такие, как у людей. Они квадратные, с треугольниками внутри. Рот круглый, носа нет. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца. После того, как ребята закончили рисовать, создается «выставка работ», описание озвучивают еще раз. Побеждают дети, максимально отразившие в рисунке описание инопланетянина.
Игра «Разведчики». Развивает зрительную память, речь.
Педагог показывает детям достаточно сложную сюжетную картинку и предлагает запомнить все детали. Затем педагог убирает картинку и предлагает письменно ответить на вопросы по ней. Например: Сколько человек было изображено? Чем занимался мальчик? и т.д. Картинка появляется снова, начинается сравнение ответов с реальным сюжетом. Побеждают те, кто ответил на вопросы более точно.