Название | Цель | Содержание | Оценка |
Методика «Пирамидка» | - Проверить навыки практического ориентирования, взаимно соотносящихся действий: - проверить способность ребенка к целенаправленной двигательной активности; -определить, правша он или левша | Поставьте перед ребенком раннего возраста пирамидку из трех- четырех колец и попросите разобрать ее. Если ребенок не как надеть первое кольцо на стержень. Снова попросите ребенка разбирает пирамидку, начните делать это сами - покажите ему, собирать пирамидку. Если он собирает неверно, не учитывает размер колец, то покажите, как правильно, и попросите матрешку из трех-четырех частей попробовать еще раз. При желании замените пирамидку на матрешку. | 1 балл - ребенок не пытается выполнить задание, разбрасывает колечки, забирает их себе, пытается, но не может надеть ни одного колечка; 2 балла - ребенок надевает колечки на пирамидку без учета их размера, безразличен к результату, у него меняется ведущая рука: то правая, то левая; 3 балла - ребенок сначала нанизывает колечки без учета размера, после обучения выполняет задание верно, его ведущая рука определена; 4 балла - ребенок самостоятельно и верно выполняет задание, его ведущая рука определена |
Методика «Сложи из палочек» | - Определить уровень развития моторики; - выявить умение ребенка действовать по образцу | Возьмите две палочки, сложите их в форме буквы «Т» и скажите ребенку: «Смотри, я сделал(а) молоточек. Сделай тоже». Дайте ребенку палочки. Если ребенок не сможет повторить фигуру, скажите ему: «Смотри и делай как я» - и собирайте молоточек. Дайте ребенку второе задание. Сложите из трех палочек треугольник, скажите: «Смотри, я сложил(а) домик» - и повторите шаги. Используйте счетные палочки, спички или палочки для мороженого | 1 балл - ребенок не может сложить фигуру, бросает палочки, играет с ними, безразличен к результату; 2 балла - ребенок пытается строить, но у него не получается, после обучения «Делай как я» фигура получается непохожая; 3 балла - правильно строит молоточек и домик после того, как посмотрит, как делает это педагог-психолог; 4 балла - ребенок самостоятельно правильно складывает фигурки до того, как психолог говорит: «Делай как я» |
Методика «Выбери кубик» | - Определить, насколько ребенок умеет различать цвета | Возьмите по два красных, синих, желтых и зеленых кубика. По одному кубику каждого цвета поставьте перед ребенком, остальные четыре положите перед собой. Возьмите один из своих кубиков и попросите ребенка: «Возьми такой же кубик, как у меня». Затем попросите его: «Покажи, где красный кубик. А где синий?» Повторите задание со всеми цветами. Спросите про кубик каждого цвета: «Какого цвета этот кубик?» | 1 балл - ребенок не различает цвета; 2 балла - ребенок дважды выбрал кубик того же цвета, что у психолога, но не смог соотнести цвет и слово. Он не нашел по названию цвет кубика и не смог назвать цвет сам; 3 балла - ребенок правильно выполнил задание, он знает все четыре цвета; 4 балла - ребенок знает красный, синий, желтый и зеленый цвета, выполнил задание правильно и самостоятельно, также знает другие цвета и их тона |
Методика «Найди и покажи». | - Проверить внимание ребенка | Дайте ребенку рисунок с изображением разных объектов и несколькими из этих объектов на полях. Достаточно, если на поля вынесено четыре-пять объектов. Попросите ребенка найти и показать на картинке эти объекты. Для методики можно использовать готовые задания из детских книг | 1 балл - ребенок не смог ничего найти: не искал, не заинтересовался или искал и не сумел; 2 балла - ребенок нашел один-два объекта; 3 балла - нашел три-четыре объекта; 4 балла - нашел больше четырех объектов |
Методика «Разрезанные картинки». | - Выявить уровень невербального мышления | Найдите картинки с изображением простых объектов, например, кота, мяча, чайника. Распечатайте каждую из картинок в двух экземплярах. Разрежьте один из экземпляров поперек на три части. Дайте ребенку разрезанную картинку и попросите его: «Собери картинку». Если у ребенка не получилось, покажите ему неразрезанный экземпляр. Если ребенку снова не удалось собрать картинку, возьмите одну из частей разрезанной картинки, наложите ее на нужное место на неразрезанной картинке и попросите собрать ее до конца | 1 балл - ребенок не смог выполнить задание даже после всех показов; 2 балла - ребенок не справился самостоятельно, но с помощью взрослого у него получилось; 3 балла - ребенок сразу понял задание, но допустил ошибку. Сделал все верно после того, как педагог- психолог показал целую картинку или наложил фрагмент изображения на неразрезанную картинку; 4 балла - ребенок сразу понял задание, самостоятельно и правильно сложил картинку без подсказок |