В предлагаемой картотеке собраны различные дидактические игры по развитию речи, которые учат младших школьников согласовывать имена существительные с прилагательными, уметь выделять слова с заданным гласным звуком, образовывать слова при помощи суффиксов, активизировать словарь глаголов и многое другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
"Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Картотека дидактических игр
по развитию речи
Выполнила: воспитатель Бахарева Н.Н.
2019 г.
"ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ"
ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
ХОД ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.)
"НАЗОВИ ТРИ СЛОВА"
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.
ХОД ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? (суп, варенье, компот)
Что можно читать? (объявление, книгу, газету)
Чем можно рисовать? (мелками, карандашами, красками)
Что может летать? (ракета, самолет, воздушный змей)
Что может плавать? И т.д.
"ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб... куда? В хлебницу. Мама насыпала сахар... куда? В сахарницу. Бабушка сделала вкусный салат и положила его ... куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их...куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу... почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели... почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать... почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок... для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево... для чего? Чтобы спастись и т д.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан). Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.
«ЭХО»
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.
ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.
"Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» - поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка- коза» - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.
"Я ЗНАЮ МНОГО НАЗВАНИЙ"
ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь...цветов: мак, роза...овощей: морковь, репа... насекомых: комар, оса... и т.д.
«ПОДУМАЙ И ИЗМЕНИ»
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное. Я купил елку - я купил елки. Я кормлю белочку - я кормлю белочек. Я повесил на елку фонарик. - я повесил на елку фонарики. Я иду за клюшкой -...клюшками. Я чищу шапку - ...шапки. Я вижу зайца - ...зайцев. Я сыплю синичке крошки - Я сыплю синичкам крошки и так далее.
"НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"
ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.
ХОД ИГРЫ: воспитатель спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)
Астру, мак и розу? (цветы)
Лису и ослика? (животные)
Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.
Впоследствии ведущими становятся сами дети.
"П Л О X О или X О Р О Ш О"
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука X в словах.
ХОД ИГРЫ: воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.
- Обижать малышей -…
- Быть настоящим другом -…
- Помогать друзьям -...
- Говорить грубые слова -…
- Помогать маме -…
- Болеть -...
- Веселиться с друзьями -…
"КОМУ УГОЩЕНИЕ?"
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ"
ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.
ХОД ИГРЫ: Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:
Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.
Дети (по очереди): ананас - груша - яблоко - виноград - киви. И так далее.
"СЛОВА"
ЦЕЛЬ:учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово "белый", например.
Куртка какая? Белая
Сапоги какие? Белые
Поле какое? Белое
Снеговик какой? Белый
Аналогично предлагается другое прилагательное:
Снег какой? Серебристый
Дорога какая? Серебристая
Ветки какие? Серебристые
Озеро какое? Серебристое и так далее.
"ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ"
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.
ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят: "Тише, тише, Маша шьет. Наша Маша долго шьет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет."
После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш.
Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
"Н А ЙД И ЗВУК"
ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень- астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос- уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окно-дверь, мак-розы, сыр- колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО"
ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов. Оборудование: мяч
ХОД ИГРЫ: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
"ЧТО БЫВАЕТ?"
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову- прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — огурец, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могутслужить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
"УЗНАВАНИЕ"
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов- действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная,белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
"ЦЕПОЧКА СЛОВ"
Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое,вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой.
Например:
исходное слово — "кошка".
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.
"ДОБАВЬ СЛОВО"
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам. Может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Воспитатель начинает игру: "В корзину я положила яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово- название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)
"ЛИШНЕЕ СЛОВО"
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.
ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.
"ПЧЕЛЫ И МЕДВЕДЬ"
ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.
ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.
ХОД ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед.
Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся,
машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют
медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.
"ПРИГОТОВИМ СОК ДЛЯ МАМЫ"
ЦЕЛЬ: учить образовывать и использовать в речи имена прилагательные.
ХОД ИГРЫ: ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку. Например: морковь - морковный; персик - персиковый и т.д.
"МАЛЕНЬКИЕ ПОВАРЯТА"
ЦЕЛЬ: активизировать словарь глаголов.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям представить себя поварами и рассказать. как м можно приготовить различные овощи. После этого воспитатель достает из "чудесного мешочка" овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
- Капуста (можно резать, солить, варить, тушить)
- Картофель (можно чистить, варить, жарить)
- Огурец (можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки)
- Морковь (можно мыть, чистить, тереть, резать, делать сок).