Просмотр содержимого документа
««Как установить партнерские отношения с семьей обучающихся»»
Рекомендация для работы педагогов «Как установить партнерские отношения с семьей обучающихся»
Воспитывают все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте —
родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся состоит в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, позволит образование доброжелательной воспитательной среды.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии своих детей, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей обучающихся.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье.
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагогов, объединения, образовательным учреждением.
Индивидуальная консультация (беседа). Это наиболее распространенная форма работы с родителями на индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах
использования в системе взаимодействия с родителями форм работы:
* день открытых дверей;
* мастер-классы для родителей;
* творческие мастерские;
*индивидуальная консультация- беседа;
* устный журнал;
Создать мастер-класс для родителей существует свободное время, которое можно было бы использовать в собственных интересах. Провести исследовательскую работу методом анкетирования и выяснить, каким видам деятельности отдают предпочтение родители.
Таким образом, данная форма работы позволит помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.
Творческие мастерские:
Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества.
Под основной целью функционирования творческих мастерских мы подразумеваем создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверье праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта».
Устный журнал.
Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение небольшого количества времени получают необходимый объём нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по своему виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций. Эта информация позволяет дополнить словесную информацию индивидуальных консультаций.
Ожидаемые результаты:
- создание положительно эмоциональной среды общения «Ребёнок – родитель – педагог»
- обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей
- развитие креативных способностей, как детей, так и родителей в результате совместной деятельности
- обобщение опыта семейного воспитания
- установление связей выпускников студии и их родителями.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в объединении. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, педагогам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия дополнительного образования с семьями воспитанников.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения: 1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть). 2. Если ребенок живет во вражде, он учится….(быть агрессивным). 3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины). 4. Если ребенок живет в терпимости, он учится….(понимать других). 5. Если ребенка хвалят, он учится….(быть благородным). 6. Если ребенок растет в честности, он учится….(быть справедливым). 7. Если ребенок растет в безопасности, он учится….(верить в людей). 8. Если ребенка поддерживают, он учится….(ценить себя). 9. Если ребенка высмеивают, он учится….(быть замкнутым). 10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится….(находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов.
Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.
Предложения для учащихся:
- Центр для меня – это …
- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
- Педагог для меня – это человек, который …
- Мои товарищи по коллективу – это …
- Занятия для меня – это …
- Деятельность, которая мне нравится, - это …
- Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Предложения для родителей:
- Центр, где занимается мой ребенок, - это …
- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.
Для воспитанников:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда….
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня, плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок….
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
- Я плачу, когда мой ребёнок….
- Я злюсь, когда ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребенка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Памятка педагогам «Словарь языка принятия».
Язык принятия
Язык неприятия
Оценка поступка, а не личности
Негативная оценка личности
Комплимент
Критика
Ласковые слова
Слова упрека
Поддерживающие слова, выражение заинтересованности
Слова, принижающие чувство собственной значимости, самооценку
Сравнение самим собой, а не с другими
Сравнение с другими не в лучшую сторону
Слова одобрения, согласия
Команды, приказы, распоряжения
Поощрение
Подчеркивание неудачи, указание на несоответствие родительским ожиданиям
В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективно взаимодействовать с родителями обучающихся:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.