kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как преодолеть неуспеваемость? Пути решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются проблемы неспеваемости младших шеольников и пути их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как преодолеть неуспеваемость? Пути решения»





















Как преодолеть неуспеваемость? Пути решения























Учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №5»

Сурмина Гузалия Шавкятовна









































2017





Нет плохих учеников — есть обстоятельства,

которые мешают им быть хорошими.

Е.Н.Емельянова




Причины неуспеваемости постоянно меняются и пополняются. Я стараюсь все время находить все более совершенные способы и приемы работы по их устранению, потому что педагогу нельзя оставаться равнодушным ни к одной из причин неуспеваемости и оставлять ее без коррекции. Заметна такая тенденция: с каждым годом в школе увеличивается количество слабоуспевающих детей. Это, конечно, может быть обусловлено рядом причин: состоянием здоровья ребенка; степенью функциональной зрелости организма; характером внутрисемейных отношений; условиями воспитания в семье ...

Подходов к классификации причин школьной неуспеваемости достаточно много. Это может быть плохая наследственность; травмы, тяжелые заболевания; временная задержка психического развития; неблагополучные семьи; социально - экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители работают на двух-трех работах, чтобы накормить и одеть ребенка, а он, в свою очередь, предоставлен сам себе); плохая экологическая ситуация, загрязнение атмосферы и окружающей среды; недостаточный уровень готовности к учебе.

Я считаю, что основными причинами неуспеваемости является слабая концентрация внимания, неразвитость орфографической зоркости, отсутствует самоконтроль, слабая техника чтения. Ошибки в чтении и при письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью - бедным словарем, нарушением грамматического строя. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного.

В работе по предупреждению неуспеваемости особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа учителя и, конечно же, помощь родителей.

Одна из форм работы с учащимися в этом случае – подготовительные консультации перед изучением новой темы. Чаще всего я знакомлю ребят с темой следующего урока и повторяю с ними старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то предлагаю следующее: Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока.

Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.

Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами стимулирую его, показываю ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развиваю интерес к предмету.

В процессе работы пришла к выводу, что нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение.

Ведь нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника и к моему предмету. Встречаются у меня и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих, я считаю, небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Поэтому стараюсь изначально продумать систему мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Но мой опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

Жизненный опыт и педагогический долг помогают мне найти подход к таким ученикам. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, часто встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой - для ребёнка не остается времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.

Неуспеваемость связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Поэтому в начале учебного года я составляю план работы с неуспевающими:

- в личном журнале отражаю сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточно беседы с классным руководителем и собственное наблюдение;

- изучаю возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил стараюсь нейтрализовать их;

-учу детей навыкам самостоятельной работы. Обучаю родителей навыкам систематической помощи своему ребенку;

-создаю ситуацию успеха отстающим школьникам;

-обучаю учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий;

-организовываю постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников;

-организовываю дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников;

-даю индивидуальные домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.


Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, вовремя не прийти ему на помощь, не обнаружить в ученике его способности, не увидеть таланта, возможно, всегда есть. Другое дело, как мы реагируем на эту проблему. Ведь, что греха таить, мы так увлечены учебным процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие проекты и все прочее), что не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем, не заглядываем в душу ребенка, не то что изучить какие-то там причины неуспеваемости. Давай знания и все тут. Дети учат (как правило ответственные дети), а какой ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.


Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие.

Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников я обычно сочетаю с самостоятельной работой других учащихся , чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечу, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников разбиваю на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их. Также дифференцирую и домашнюю работу учащихся.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи всемирного

повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики.

Порой мне кажется, что эта проблема волнует только учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.

Все дети, переступающие порог школы первоклассниками хотят стать «хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первые двойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и, наконец, мы получаем «трудного» ребёнка. Конечно, проще всего махнуть на неуспевающего ребёнка рукой, но давайте дадим ему ещё один шанс влиться в наше школьное сообщество.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Как преодолеть неуспеваемость? Пути решения

Автор: Сурмина Гузалия Шавкятовна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Виды помощи неуспевающему ученику"
    ["seo_title"] => string(45) "vidy-pomoshchi-nieuspievaiushchiemu-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "252000"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447322137"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства