Методическая разработка для родителей и педагогов направлена на обучение детей чтению, развитие оптимального повышения техники чтения обучающихся 1-4 классов, на привитие любви к книге, развитие кругозора и читательской грамотности ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Как научить ребёнка читать"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еткульская средняя общеобразовательная школа»
с. Еткуль, Челябинская область
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ»
методическая разработка для родителей и педагогов
автор: Рязанова Елена Владимировна
учитель начальных классов
с. Еткуль
2019
Об авторе: Рязанова Елена Владимировна – учитель начальных классов МБОУ «Еткульская средняя общеобразовательная школа» с. Еткуль, Челябинская область, высшая квалификационная категория.
Рязанова Е.В.
Методическая разработка: «Как научить ребёнка читать» (для родителей и педагогов) – с. Еткуль, 2019 г.
Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, воспитателей детских садов и родителей, имеющих детей дошкольного возраста и направлена на обучение детей чтению и развитие оптимального повышения техники чтения обучающихся 1-4 классов, на привитие любви к книге, развитие кругозора и читательской грамотности ребёнка.
В методической разработке предлагаются специальные замеры, с помощью которых устанавливаются показатели навыка чтения, читательских умений, общего развития, читательского кругозора.
Содержание
Введение …………………………………………………………….стр.4
Комплекс упражнений по чтению для работы с дошкольниками (в период подготовки детей к школе)………………………………...стр.6
Все дети разные. На своем личном опыте, имея троих детей и работая учителем в начальной школе, я быстро столкнулась с тем, что воспринимают информацию они тоже абсолютно по-разному. То, что легко и просто для одного, совершенно не подходит другому, и наоборот.
Моя старшая дочь Алина заинтересовалась картинками с буквами в два года. Буквы она запоминала быстро, но говорила на тот момент мало, звуки произносила достаточно чисто, кроме «Р» и к трём годам знала уже все буквы. Причем помнила и называла именно одну букву, без картинок в виде арбузов рядом, как в наших азбуках. Я строила предположения, что в три года она начнет читать. Мои мечты не осуществились. Никак две буквы не складывались в слог. Попытки научить ребёнка читать были оставлены примерно до старшей группы детского сада. На занятиях детям стали показывать буквы, причём называть именно буквы, а не звуки, и в голове у ребёнка возникла полная неразбериха, чтение слогов стало совсем невозможным. В это время мне попалась книга О. Узоровой и Е. Нефедовой: «Обучение детей чтению. Хочу всё знать». Книжечка была очень проста в оформлении, без картинок, состоящая из слогов и буквосочетаний, зачастую сложных по звукосочетаниям. А для ребёнка, книжка стала просто лучшей помощницей! Никаких отвлекающих факторов в виде картинок, только буквы. Алину интересовали буквы сами по себе, и любые слоги принимались с интересом, дело быстро пошло быстрее - слоги, а затем и слова были покорены. Кроме того, к пяти годам дозрел мозг ребёнка, и информация стала восприниматься более успешно.
С сыном Вадимом, мы уже никуда не торопились. Буквы мальчика совсем не интересовали, и я стала показывать их ему примерно лет с четырёх. Только половина алфавита была освоена к пяти годам. Я решила, что этого достаточно, чтобы перейти к составлению слогов и обратилась к книге О.Узоровой и Е. Нефедовой. Но, сыну эта книжка показалась неинтересной и скучной. Читать, соединяя звуки, ребёнок не смог. Нас спасла тоненькая яркая книжечка «Учимся читать», слоги «ба», «бу», «бо», были написаны в ней в строчку и так далее. К этой книжке Вадим проявил больший интерес и повторял за мной слоги с удовольствием. Он быстро понял принцип, по аналогии мы перешли к «ва, во, ву», и к обратным слогам. Дело пошло успешно, хотя малыш больше опирался на свою память при чтении слогов. Стали пробовать читать слова. Вскоре в прочитанном появился смысл, и радости нашей не было предела. Мы с удовольствием читали все вывески и названия продуктов на упаковках.
На этом я не остановилась, изучая различные азбуки, буквари и пособия, я нашла книгу, которая, на мой взгляд, подойдет многим детям — это «Как научить ребенка читать» Ольги и Сергея Фединых.
Пособие начинается с начитывания большого количества слогов, затем много страниц слов, от самых простых к сложным. Книжечка простая, нет ярких картинок, но есть черно-белые рисунки. Мы легко читали слоги, затем слова и рассматривали картинки. Рассказы показались ребёнку сложными и на них мы не стали останавливаться.
Третий мой поздний ребенок — обожаемая девочка Софья, освоила чтение по слогам и сейчас отрабатывает этот навык, но, здесь тоже всё не просто.
Дочка очень долго не могла запомнить буквы, хотя стихи она запоминает очень легко, внимательно слушает прочитанные сказки, запоминает с лёгкостью всех героев. Софья очень любит раскрашивать, на этом и сыграли, купив раскраску Александра Голубева «Хвостатая абвгдейка». Каждой букве в ней отведена отдельная страница, так что на каждой новой букве приходилось задерживаться подолгу. Это был очевидный прогресс в запоминании букв.
Палочкой выручалочкой стала книжка Фединых - азбука с картинками типа «арбуз рядом с буквой а», где дочка вспоминала звук, который дает буква. Именно по этим картинкам буквы выучились быстро.
Называя звуки по одному, стала составлять слоги. По началу не воспринимала слог как целую единицу. Софа называла звуки по одному и добавляла к уже полученному слогу. Радости не было предела, когда она стала понимать слова!
Все страницы из книги Фединых были прочитаны, кроме слов из трехсложных слогов. Как только начались сложности, книжку забросили и не хотели возвращать.
Опять нужно было искать что-то новенькое, в огромном количестве детских книг, найти простые, состоящие из двухсложных слов, не так-то просто. В интернете я нашла наборы книжек Татьяны Русситы: «Дом для лис», «Зато сам». Слова в книжках очень простые, все бы хорошо, но их мало.
Приняла решение сделать такую книжку сама и не прогадала! Вместе с дочкой принялись изготавливать книжку, я рисовала, а она раскрашивала с огромным удовольствием. Как оказалось, очень полезное занятие – совместное изготовление книжки.
Сейчас дочь уже поняла, что чтение – это труд. Обращаем внимание на слоги, читаем и раскрашиваем, делаем все вместе, стараемся регулярно, хоть не всегда получается.
Все мои дети совершенно разные, таков мой личный опыт! Работая в школе много лет, отобрала, на мой взгляд, наиболее популярные упражнения для обучения детей чтению.
Комплекс упражнений по чтению для работы с дошкольниками (в период подготовки детей к школе).
Чтобы научить ребёнка читать, родителям нужно помнить об особенностях поэтапного формирования навыка чтения и необходимости прохождения всех этапов по каждой букварной теме.
Ребёнок дошкольного возраста способен воспринимать информацию только в игровой форме. Не нужно заставлять ребёнка читать по слогам быстро и сразу. Важно помнить, что чтение для него – нелегкий труд.
Чтобы научиться читать, ребёнку нужно помочь преодолеть несколько этапов:
1 этап – Учим и запоминаем буквы;
2 этап – Учимся читать слоги разной трудности;
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап – Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
1 этап обучения:
«Учим и запоминаем буквы»
Главное, чему необходимо обучиться вначале - это умению отличать одну букву от другой, узнавать их и читать. Нельзя сразу давать ребёнку названия согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, необходимо называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС», а «С»; не «КА», а «К»).
Чтобы буква быстрее запомнилась, можно прибегнуть к такому методу: над кроватью или учебным столом ребёнка поместить крупное изображение изучаемой буквы с рисунком, название которой называется с неё. Этот метод хорош тем, что изображение находится в поле зрения малыша практически постоянно, тем самым буквы хорошо запоминаются.
Ещё одно упражнение, способствующее скорейшему запоминанию букв, опирается на тактильные ощущения ребёнка. Из наждачной или бархатной бумаги нужно вырезать буквы и наклеить их на лист плотного картона. Во время занятия просите малыша пальцем обводить контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Чтобы ребёнку было еще интереснее, буквы можно слепить из солёного теста, пластилина, или даже вырезать буквы из теста и испечь печенье.
Рисунок 1
Упражнение «Мешочек».
Положите буквы в мешочек из плотной ткани и предложите ребёнку выбрать и отгадать букву, не доставая ее. Ребёнок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек.
Рисунок 2
Упражнение «Буквы спрятались».
Данная тренировка, способствует умственному развитию ребёнка. Малыш должен представить недостающие элементы букв. Можно использовать пластмассовые буквы, чтобы ребёнок быстрее узнал ту, которая «спряталась». Затем слово печатается в клеточках.
Рисунок 3
Упражнение «Стилизованные буквы».
Взрослый разрезает лист бумаги на карточки. Ребёнок выбирает, читает и раскладывает на столе буквы, написанные обычным шрифтом (опорные буквы). Затем ребёнок берёт другие буквы, прочитывает их, соотносит с опорными буквами и раскладывает на группы. Желательно эти буквы напечатать, чтобы ребёнок мог их раскрасить.
Упражнение выполняется несколько раз.
Рисунок 4
2 этап обучения:
«Учимся читать слоги разной степени трудности»
Итоговая цель этапа – отработать связи между произнесением и видом слога. Именно эту трудную для детей работу, нужно сделать доступной и понятной. Этого можно достичь, используя подсказки: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).
Дуги подсказывают ребёнку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки), ведём по дугам пальчиком; точки говорят о том, что нужно кратко прочитать название буквы.
Рисунок 5
Внимание ребёнка сосредоточено лишь на технической стороне процесса, что помогает преодолеть трудности этого этапа. При этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата, что очень важно. При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый, плавно проводит указкой по дугам, делая остановку на точках.
Рисунок 6
Эффективными на данном этапе будут упражнения по выделению первого слога из названий картинок. Есть множество настольных печатных игр, где нужно подобрать картинку к слогу.
Рисунок 7
Несомненно, детям понравится читать слоги, в которых графические образы букв напоминают им какие-либо предметы или являются необычными для восприятия.
Первым читает слоги взрослый. Можно предложить несколько вариантов прочтения. Ваша помощь может понадобиться довольно часто.
Наберитесь терпения: скоро ребёнок сможет всё выполнить самостоятельно.
Рисунок 8
Упражнение «Дуга».
Напоминаем ребёнку, что дуга соединяет две буквы, читать их нужно медленно, нараспев, ориентируясь на вторую (гласную) букву. Слоги нужно читать, проводя рукой по дугам: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки», — быстро. Сначала это делает взрослый. Затем ребёнок копирует действия взрослого.
Рисунок 9
Слоговые таблицы и цепочки слогов желательно изготовить в более крупном размере и повесить их в поле видимости ребёнка, можно за столом для приготовления уроков.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали.
Быстрое нахождение ребёнком слога, который прочитал взрослый.
«Подскажи конец словечка».
Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок находит его в таблице, показывает и читает.
«Найди ошибку».
Взрослый произносит слово, одновременно указывая на клетки в таблице. При этом один из слогов не показывает или добавляет лишний (ба - ра - ? – ны, пе – ре – на– ме).
Рисунок 10
Ещё одно полезное упражнение «Марсианское стихотворение». Первым всегда читает взрослый. Наизусть их заучивать нельзя!
Ребёнку можно предложить немного пофантазировать, подумать, о чём говорят марсиане в этом стихотворении, поэкспериментировать с настроением.
Рисунок 11
3 этап обучения:
«Читаем и понимаем смысл прочитанного слова».
Упражнения на автоматизацию навыка чтения, которые облегчают сам процесс прочитывания (новыми для чтения оказываются всегда несколько букв, а не все слово целиком).
При этом важно соблюдать такие рекомендации:
- Слова читаются несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо и т.д.;
- После чтения выяснить у ребёнка, какие слова были ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
Рисунок 12
Чтение подписей к предметным картинкам является очень эффективным!
Например, предложите ребёнку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи.
Ещё одно упражнение - составление слов из букв и слогов.
Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания.
Например, в данном случае ребёнок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово «фотоаппарат».
Рисунок 13
Упражнение «Разорви цепочку слов».
Выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребёнок пытается это повторить. Не надо требовать от ребёнка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился. Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Главное, чтобы ребёнок увидел все слова в цепочке.
Рисунок 14
Для формирования письменной речи у ребёнка полезны упражнения на составление слов из букв.
Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание.
Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв.
Рисунок 15
Работа со словами, в которых пропущены буквы.
В упражнениях этого вида можно выделить 3 уровня сложности.
1. Предложите ребёнку рассмотреть рисунки, а затем прочитать слова и вставить пропущенные буквы.
Рисунки помогут малышу правильно угадать слово. После того, как задание будет выполнено, надо вырезать овалы с картинками и прямоугольники со словами и сложить их в конверт.
2. Перед ребёнком выкладывается прямоугольник со словами и предметные картинки (картинок должно быть больше).
Задание: прочитать слова и найти предметные картинки к ним.
3. Перед ребёнком выкладывается 8-12 слов и предметные картинки (слов должно быть больше, чем картинок). Ребёнок должен напечатать в тетрадь лишь те слова, к которым нет картинки.
Рисунок 16
Упражнение «Слово закружилось».
Это упражнение сложное. Оно требует достаточно высокого уровня в развитии навыка чтения и устойчивой концентрации внимания (конец 3 – начало 4 этапа обучения чтению по букварю). Одновременно следует предлагать ребёнку не более 2-4 слов. Исключения допустимы в том случае, если он легко справляется с заданием.
«Кружиться» слово может как по часовой стрелке, так и против. Правильное направление подскажут стрелки. После того, как слово прочитано (чтение должно быть орфографическим), ребёнок должен записать его в тетрадь письменными буквами.
Данное упражнение поможет детям не только научиться хорошо читать, но и грамотно, без ошибок, писать.
Рисунок 17
4 этап обучения:
«Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста»
Последний этап самый длительный. На данном этапе детей не затрудняют больше процессы восприятия. Постепенно дети смогут понять содержание рассказа.
Трудности, с которыми предстоит столкнуться взрослым:
1. Ребёнок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему?
2. Часто дети, которые еще не овладели достаточной техникой чтения, пытаются читать по догадке: ребёнок, чтобы понять написанный текст, ассоциирует читаемое с каким-либо словом, знакомым ему, и старается упростить трудное по произношению или непонятное слово.
3. Зачастую при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах. Если вы видите, что такие трудности возникают у вашего ребёнка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2-3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов.
Упражнение «Читаем словосочетания».
Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма. Для чтения ребёнку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах:
1 вариант - словосочетания напечатаны привычным для ребёнка шрифтом;
2 вариант - эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом;
3,4 варианты - эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта.
Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов.
Следующие методы и приёмы, представленные в таблицах 1-2, помогают в работе и служат одной цели – воспитание грамотного читателя.
Таблица 1
ДРУ-ЗЬЯ
Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!
КОНЬ
Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь.
Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.
-Дай мне,это мой конь.
-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.
КОШ-КА И ЖУЧ-КА
Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой. Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос. Жуч-ка Кош-ку за хвост. Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю. Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.
ГАЛ-КА
Хо-те-ла гал-ка пить. На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать.
Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить
ВЕСНА
При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.
ЩЕНОК
Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о нем.
ХИТРАЯ ЛИСА
Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.
Таблица 2
НА ЛЫЖАХ
Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.
СИНИЧКА
Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.
МАЛЫШИ
Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин. До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.
СОБАКА-САНИТАР
О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров. Ра-не-ный был спа-сён.
Контрольные замеры в начале работы по подготовке ребенка к школе и в конце подготовки дают основание определить готовность дошкольника к изучению литературы в школе по тем же показателям, которые впоследствии будет использовать учитель в начальных классах.
Навык чтения дошкольника
Таблица 3
Ф.И ребёнка
Не читает, не знает букв
Знает буквы
Читает по слогам
Читает слогами и целыми словами
Читает целыми словами свободно
Читательские умения дошкольника
Таблица 4
Ф.И. ребёнка
Отвечает на вопросы по прочитанному
Задаёт вопросы
Рассказывает о событиях
Рассказывает о героях
Выделяет тему и идею произведения
Читательский кругозор дошкольника
Таблица 5
Ф.И. ребёнка
Называет знакомые произведения
Правильно называет книгу (фамилия автора + заголовок)
Знает авторов детской литературы
Знает наизусть отдельные произведения детской литературы и фольклора
Называет жанры и любимые темы чтения
Методические рекомендации родителям
1. Ваш пример должен быть понятным и ясным. Как ребёнок услышит от вас звук, так и запомнит. Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Читайте внятно.
2. Если ребёнок ошибся - не ругайте его, аккуратно исправляйте, следите за тем, чтобы звук в итоге был произнесен правильно, даже если это уже десятая попытка.
3. Сразу делайте перерыв, если видите, что ребёнок устал. Поиграйте в другие развивающие игры или просто отправляйтесь на прогулку. Новая информация воспринимается благоприятно после прогулки, да и общее самочувствие непременно улучшиться.
4. Максимально используйте интерактивные способы обучения, игры со слогами для дошкольников, яркие карточки. Помните, слова «Давай поиграем» действуют на ребёнка магически.
5. Смотрите с ребёнком познавательные интересные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, «Учимся читать в 5» и т.д. Так ребёнок быстрее усвоит материал и интересно проведет время.
Заключение
Мне очень нравится одна замечательная фраза: «Быстро — это медленно, но без перерывов». Японская мудрость подразумевает, что любое дело даст лучший результат, если вкладывать в него силы понемногу, но постоянно.
Зачастую резкие покорения вершин заканчиваются падением.
Чтобы обучение чтению увенчалось успехом, учить ребёнка следует, пока горят глаза, пока присутствует интерес, вот тогда всё получится. Не требуйте всего и сразу, меняйте вид деятельности, делайте перерыв. Только с таким подходом результат порадует и вас, и ребёнка, и школьного учителя.
Список литературы
Винокурова Н.К.. Развиваем способности детей. Москва. РОСМЭН, 2003 г.
Джежелей О.В.. Чтение и литература (учебник), 2 класс, 2 часть.
Доминов Э. «Тренировка памяти».- Лениздат, 2007 г.
Жуковская Н.В.. Учим буквы. Решаем ребусы. Москва. Творческий центр «Сфера», 2007 г.
Косогорова Е.Э., Родионова Е.А.. Развитие интеллекта. Москва, «Образование», 2003 г.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.- Издательство «Учитель», 2007 г.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.
Оморокова М.И., Основы обучения чтению младших школьников - М.: Вентана-Граф, 2005.
Оморокова М.И.. Совершенствование чтения младших школьников. Москва, АРКТИ, 2001 г.
Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008.
Родионова Е.А. Развитие интеллекта. М. «Образование», 2000 г.
Рудина М.С., Афонькин С.Ю.. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург. «Кристалл», 1996 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. «Практическое пособие для обучения детей чтению», АСТ, 2016 г.