Просмотр содержимого документа
«Изотерапия. "Расскажи о себе рисунком"»
Изотерапия «Скажи о себе рисунком»
Для воспитателя особо важным является то, что почти все методы изотерапии подходят даже для очень «тяжелых» клиентов. Можно даже сказать, что в случаях работы с такими людьми эффект особенно заметен и результаты наиболее ярко выражены. Так проявляется уникальное свойство творческой деятельности: она помогает выплескивать (например, на лист бумаги) все доселе скрытое, потаенное, неосознанное…
Та цензура сознания, которую еще называют «сверхконтролем», которая часто не пропускает, пресекает все словесные «поползновения», а так же мыслительные формы, оказывается совершенно бессильной перед создаваемыми человеком образами. И здесь самое главное – не стараться рисовать красиво, правильно, «как надо» — пусть рука сама ведет и чем меньше самооценивания («да какой я художник», «я совсем не умею рисовать»), тем лучше.
Необходимо предоставить клиенту полный ассортимент изобразительных материалов, за исключением фломастеров и восковых мелков. Наиболее благодатный материал – конечно, краски. Карандаши, скорее всего выберет человек, опасающийся сделать неаккуратный рисунок, ведь карандаши дают достаточно жесткое и четкое изображение. При желании рисующий может сочетать материалы: пастель, акварель, карандаши и т.д. И еще одно правило: все рисунки делаются исключительно от руки, без использования чертежных принадлежностей.
Создайте клиенту необходимую обстановку, чтобы его ничто не отвлекало, чтобы он чувствовал себя в безопасности. В процесс рисования желательно никак не вмешиваться: не комментировать, не уточнять, не объяснять, чтобы не нарушить этот сокровенный процесс общения человека с самим собой. Можно незаметно наблюдать, не привлекая к себе внимания. Уже после того, как рисунок закончен, клиенту уже может стать значительно легче, ведь его работа с проблемой идет полным ходом.
Еще одно правило: первая интерпретация – это интерпретация автора рисунка, ведь техники изотерапии относятся к «инсайтовым» техникам. Другими словами, только сам человек понимает – о чем его рисунок, как он работает на разрешение его проблемы, какие пути и выходы он для него открывает. Поэтому «понимание» психотерапевта о том, про что рисунок вполне может оказаться совершенно лишним, особенно если клиент не просит об этом. Так же, если рисование происходит в группе, то участники группы высказываются по поводу рисунка только с согласия рисовавшего.
Выполненные работы чаще всего сохраняются и поэтому, при необходимости можно к ним вернуться – для дополнительного анализа, сравнения с поздними работами. Конечно, если та или иная техника не требует уничтожения рисунка в финале.
Изотерапией лучше заниматься регулярно: для большего эффекта и для отслеживания происходящих изменений. Особенно важно это в работе с детьми, ведь дети практически «говорят» рисунками!