Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя начальных классов «Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД»»
Из опыта работы учителя начальных классов
«Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД»
Слайд № 1
Здравствуйте, уважаемые конкурсанты, уважаемые члены жюри, гости.
Я, Палченкова Виктория Вениаминовна, учитель начальных классов
Брединской средней школы № 97.
Слайд № 2
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть выпускник начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.
Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,
Во-вторых, большой объем информации, который необходимо запомнить,
В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.
Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Слайд № 3
К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения.
А чтобы увлечь своих учеников, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы современных образовательных технологий.
Слайд № 4
Технологию критического мышления я применяю в урочной и внеурочной деятельности, при проведении классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел. И поэтому целью сегодняшнего выступления стало обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах для формирования УУД.
Задачи выступления:
Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
Показать результативность использования приёмов технологии.
Заинтересовать новым приёмом критического мышления.
Слайд № 5
Технология критического мышления возникла в Америке в 80-е годы. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». С 1997 года она получила распространение и в России.
Слайд № 6
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Применение данной технологии тесно пересекается с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в УУД:
1.Формируем умение извлекать информацию из названия.
2. ---------- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. ---------- умение слушать и понимать других.
4. -----------умение работать в группе.
5. ---------- умения анализировать и обобщать.
Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие.
Слайд № 7
Актуальность данной темы в том, что технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Подробнее остановлюсь на самой технологии.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы получили новые названия и функции.
вызов; (пробуждение интереса к предмету)
осмысление; (осмысление материала во время работы над ним)
Технология критического мышления даёт мне возможность создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Слайд № 8
Для каждой стадии разработаны приемы.
Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.
Слайд № 9
Перед моими учениками должна стоять простая, понятная, вызывающая интерес цель, при достижении которой, они желая или не желая, выполнят учебное действие, которое планирую я.
Известно, ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу мозга, как интересное.
Я должна найти такой угол зрения, чтобы даже повседневное стало удивительным.
И первый приём «Удивляй!»
Например, урок математики. Тема «Состав чисел».
Дети трудно запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А что 4 и 5 – плохо… Тогда дети берут в руки 9 палочек, и я им предлагаю, разложить их так¸ чтобы в каждой руке стало поровну. Для многих открытием стало то¸ что это сделать невозможно. И сами пришли к выводу, что разложить можно только на 5 и 4, или 6 и 3 и т.д.
Или таблица умножения на пальцах.
Урок «Окружающий мир». Тема «Вода».
Сразу заставляю детей поразиться. (Предупреждая, что название такой страны можно сказать учителю только шепотом)
-Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе детям читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!
И самое интересное, что это был целиком правдивый рассказ. Некоторые ребята, сразу догадались, о чем речь, некоторые высказывали фантастические гипотезы, но были и такие, что не поверили и доказывали, что так не бывает, пока им не предложили посмотреть в окно, ведь дело было зимой.
Педагогический прием «Удивляй!» я активно использую в своей работе, он вызывает живой отклик у большинства детей, но я должна быть готова, и сама удивляться вместе со своими учениками!
Слайд № 10
Второй приём «Кластер» он может стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Этот приём я использую на разных уроках с 1 по 4 класс. Вашему вниманию представлен кластер по обучению грамоте 1 класс.
Слайд № 11
А чтобы запоминание было интересным, у меня есть Звуковички (УМК Школа 2100). Часть Звуковичков на слайде, а остальных вы сможете скачать на моём сайте.
На уроке окружающего мира составляли кластер по темам: «Птицы, рыбы, животные, праздники, живая и неживая природа» и т.д.
Слайд № 12
Если в 1 классе мы только начинали осваивать кластер, то во 2 дети уже сами пробуют свои силы.
Слайд № 13
Следующий приём «Лови ошибку», или маленькие хитрости для больших успехов.
Этот приём универсален, его применение возможно практически на всех уроках;
Например, урок русского языка 2 класс. Прошу прочитать предложение. И начинается мыслительная деятельность; такие задания заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождают желание проверить надежность источников.
Слайд № 14
Хочется сказать ещё об одном приёме, который нравится моим ученикам – это «Верные и неверные утверждения».
Инструкция по применению данного приёма:
— У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице указаны номера вопросов.
— Я читаю вам вопрос, если вы верите, то есть ответ правильный, то во второй строке поставьте «+», если не верите – то «-».
1
2
3
4
5
6
+
-
+
+
-
+
1.Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу.
2.Любые несколько предложений образуют текст.
3.Предложения в тексте расположены в определённой последовательности.
4.К тексту можно подобрать заголовок.
5.В конце повествовательных предложений ставится восклицательный знак.
6.По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Слайд № 15
Приём «Синквейн» в переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Структура синквейна: 1. Имя существительное, выраженное одним словом. 2. Описание темы именами прилагательными. 3. Описание действия. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 5. Слово – синоним. Например, в конце урока окружающий мир предлагаю ребятам составить «Синквейн»
на тему «Круговорот воды в природе»
Вода
Прозрачная, пресная;
Испаряется, собирается, выпадает.
Явление в природе постоянное.
Круговорот
Урок литературного чтения «Мы идём в библиотеку»
Книга
Интересная, познавательная.
Объясняет, рассказывает, учит.
Книга – дорога в мир знаний.
Энциклопедия.
Итак, синквейн:
-обогащает словарный запас;
— подготавливает к краткому пересказу;
— учит формировать идею (ключевую фразу);
— позволяет почувствовать себя творцом;
— получается у всех.
Слайд № 16
Применяя в работе современные образовательные технологии, эффективные методы обучения добиваюсь высоких результатов. Девиз у моих ребят такой «С малой удачи начинается – большой успех».
Результатом работы за последние годы, является стабильное качество знаний учащихся.
Слайд № 17
Высокий познавательный интерес к предметам подтверждается активным участием учащихся (от 85% до 100%) в дистанционных олимпиадах и конкурсах на разных уровнях. Районная научно-практическая конференция «Люблю тебя, мой край родной!», районные конкурсы творческих работ, районные фотовыставки, районные олимпиады по русскому языку и математике среди учащихся 4-х классов; районная выставка детского рисунка «Здравствуй, земля целинная», участие в районном проекте «Радужная палитра», районный конкурс чтецов. Дистанционные конкурсы «ЭМУ», СНЕЙЛ, «Ёж», «Умка», «Новые знания», «ФГОС тест», проекта «Новый урок» и другие.
Слайд № 18
На школьном методическом объединении учителей начальных классов выступала с докладом по теме: «Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления». С 2012 года являюсь руководителем РМО учителей начальных классов. Охотно делюсь своими педагогическими находкам: провожу открытые уроки для учителей школы и района, участвую и обобщаю опыт на семинарах, мастер-классах учителей начальных классов.
Опытом своей работы делюсь не только с коллегами школы и района, но и в сети интернет:
Интернет – проект «Копилка уроков - сайт для учителей», Видеоуроки в сети Интернет, Учительский сайт «Инфоурок», в социальной сети работников образования http://nsportal.ru , на образовательном интернет ресурсе Metod-kopilka.ru, электронный журнал педагогических материалов www.edukon.ru, а также имею свой мини-сайт https://nsportal.ru/palchenkova-viktoriya-veniaminovna на котором вы сможете найти много интересного для себя.
Слайд № 19
На слайде представлены результаты моего педагогического труда.
Слайд № 20
Четыре года назад обнаружила для себя новый приём критического мышления «Кроссенс». Примеры приёма «Кроссенс» были представлены в беседе и на уроке.
Это методический прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более успешным и подготовленным к будущей жизни.
Слайд № 21
Но не станет успешным ученик, если рядом нет успешного учителя.
Учителя- народ чудной… И, может быть, потехи ради, Когда у смертных выходной Они садятся за тетради. Порой скисаем мы совсем, Порою лезем вон из кожи, Но как ни странно, между тем, А жить без школы мы не можем! (автор неизвестен)