kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы учителя начальных классов «Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта учителя начальных классов. "Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя начальных классов «Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД»»

Из опыта работы учителя начальных классов

«Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе для формирования УУД»


Слайд № 1

Здравствуйте, уважаемые конкурсанты, уважаемые члены жюри, гости.

Я, Палченкова Виктория Вениаминовна, учитель начальных классов

Брединской средней школы № 97.

Слайд № 2

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть выпускник начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.

Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,

Во-вторых, большой объем информации, который необходимо запомнить,

В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.

Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Слайд № 3

К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения.

А чтобы увлечь своих учеников, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы современных образовательных технологий.

Слайд № 4

Технологию критического мышления я применяю в урочной и внеурочной деятельности, при проведении классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел. И поэтому целью сегодняшнего выступления стало обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах для формирования УУД.

Задачи выступления:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.

  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

  • Показать результативность использования приёмов технологии.

  • Заинтересовать новым приёмом критического мышления.

Слайд № 5

Технология критического мышления возникла в Америке в 80-е годы. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». С 1997 года она получила распространение и в России.

Слайд № 6

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

 Применение данной технологии тесно пересекается с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в УУД:

1.Формируем умение извлекать информацию из названия.

2. ---------- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. ---------- умение слушать и понимать других.

4. -----------умение работать в группе.

5. ---------- умения анализировать и обобщать.

Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие.

Слайд № 7

Актуальность данной темы в том, что технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Подробнее остановлюсь на самой технологии.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы получили новые названия и функции.

  • вызов; (пробуждение интереса к предмету)

  • осмысление; (осмысление материала во время работы над ним)

  • рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)

Технология критического мышления даёт мне возможность создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Слайд № 8

Для каждой стадии разработаны приемы.

Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.

Слайд № 9

Перед моими учениками должна стоять простая, понятная, вызывающая интерес цель, при достижении которой, они желая или не желая, выполнят учебное действие, которое планирую я.

Известно, ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу мозга, как интересное.

Я должна найти такой угол зрения, чтобы даже повседневное стало удивительным.

И первый приём «Удивляй!»

Например, урок математики. Тема «Состав чисел».

Дети трудно запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А что 4 и 5 – плохо… Тогда дети берут в руки 9 палочек, и я им предлагаю, разложить их так¸ чтобы в каждой руке стало поровну. Для многих открытием стало то¸ что это сделать невозможно. И сами пришли к выводу, что разложить можно только на 5 и 4, или 6 и 3 и т.д.

Или таблица умножения на пальцах.

Урок «Окружающий мир». Тема «Вода».

Сразу заставляю детей поразиться. (Предупреждая, что название такой страны можно сказать учителю только шепотом)

-Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе детям читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!

И самое интересное, что это был целиком правдивый рассказ. Некоторые ребята, сразу догадались, о чем речь, некоторые высказывали фантастические гипотезы, но были и такие, что не поверили и доказывали, что так не бывает, пока им не предложили посмотреть в окно, ведь дело было зимой.

Педагогический прием «Удивляй!» я активно использую в своей работе, он вызывает живой отклик у большинства детей, но я должна быть готова, и сама удивляться вместе со своими учениками!

Слайд № 10

Второй приём «Кластер» он может стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Этот приём я использую на разных уроках с 1 по 4 класс. Вашему вниманию представлен кластер по обучению грамоте 1 класс.

Слайд № 11

А чтобы запоминание было интересным, у меня есть Звуковички (УМК Школа 2100). Часть Звуковичков на слайде, а остальных вы сможете скачать на моём сайте.

На уроке окружающего мира составляли кластер по темам: «Птицы, рыбы, животные, праздники, живая и неживая природа» и т.д.

Слайд № 12

Если в 1 классе мы только начинали осваивать кластер, то во 2 дети уже сами пробуют свои силы.

Слайд № 13

Следующий приём «Лови ошибку», или маленькие хитрости для больших успехов.

Этот приём универсален, его применение возможно практически на всех уроках;

Например, урок русского языка 2 класс. Прошу прочитать предложение. И начинается мыслительная деятельность; такие задания заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождают желание проверить надежность источников.

Слайд № 14

Хочется сказать ещё об одном приёме, который нравится моим ученикам – это «Верные и неверные утверждения».

Инструкция по применению данного приёма:

— У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице указаны номера вопросов.

— Я читаю вам вопрос, если вы верите, то есть ответ правильный, то во второй строке поставьте «+», если не верите – то «-».

1

2

3

4

5

6

 +

 -

 +

 +

 -

 +

1.Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

2.Любые несколько предложений образуют текст.

3.Предложения в тексте расположены в определённой последовательности.

4.К тексту можно подобрать заголовок.

5.В конце повествовательных предложений ставится восклицательный знак.

6.По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Слайд № 15

Приём «Синквейн» в переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Структура синквейна:
1. Имя существительное, выраженное одним словом. 
2. Описание темы именами прилагательными.
3. Описание действия. 
4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 
5. Слово – синоним.
Например, в конце урока окружающий мир предлагаю ребятам составить «Синквейн»

на тему «Круговорот воды в природе»

Вода

Прозрачная, пресная;

Испаряется, собирается, выпадает.

Явление в природе постоянное.

Круговорот

Урок литературного чтения «Мы идём в библиотеку»

Книга

Интересная, познавательная.

Объясняет, рассказывает, учит.

Книга – дорога в мир знаний.

Энциклопедия.

Итак, синквейн:

-обогащает словарный запас;

— подготавливает к краткому пересказу;

— учит формировать идею (ключевую фразу);

— позволяет почувствовать себя творцом;

— получается у всех.

Слайд № 16

Применяя в работе современные образовательные технологии, эффективные методы обучения добиваюсь высоких результатов.  Девиз у моих ребят такой «С малой удачи начинается – большой успех».

Результатом работы за последние годы, является стабильное качество знаний учащихся.

Слайд № 17

Высокий познавательный интерес к предметам подтверждается активным участием учащихся (от 85% до 100%) в дистанционных олимпиадах и конкурсах на разных уровнях. Районная научно-практическая конференция «Люблю тебя, мой край родной!», районные конкурсы творческих работ, районные фотовыставки, районные олимпиады по русскому языку и математике среди учащихся 4-х классов; районная выставка детского рисунка «Здравствуй, земля целинная», участие в районном проекте «Радужная палитра», районный конкурс чтецов. Дистанционные конкурсы «ЭМУ», СНЕЙЛ, «Ёж», «Умка», «Новые знания», «ФГОС тест», проекта «Новый урок» и другие.

Слайд № 18

На школьном методическом объединении учителей начальных классов выступала с докладом по теме: «Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления». С 2012 года являюсь руководителем РМО учителей начальных классов. Охотно делюсь своими педагогическими находкам: провожу открытые уроки для учителей школы и района, участвую и обобщаю опыт на семинарах, мастер-классах учителей начальных классов.

Опытом своей работы делюсь не только с коллегами школы и района, но и в сети интернет:

Интернет – проект «Копилка уроков - сайт для учителей», Видеоуроки в сети Интернет, Учительский сайт «Инфоурок», в социальной сети работников образования  http://nsportal.ru , на образовательном интернет ресурсе Metod-kopilka.ru, электронный журнал педагогических материалов www.edukon.ru, а также имею свой мини-сайт https://nsportal.ru/palchenkova-viktoriya-veniaminovna на котором вы сможете найти много интересного для себя.

Слайд № 19

На слайде представлены результаты моего педагогического труда.

Слайд № 20

Четыре года назад обнаружила для себя новый приём критического мышления «Кроссенс». Примеры приёма «Кроссенс» были представлены в беседе и на уроке.

Это методический прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более успешным и подготовленным к будущей жизни.

Слайд № 21

Но не станет успешным ученик, если рядом нет успешного учителя.

Учителя- народ чудной…
И, может быть, потехи ради,
Когда у смертных выходной
Они садятся за тетради.
Порой скисаем мы совсем,
Порою лезем вон из кожи,
Но как ни странно, между тем,
А жить без школы мы не можем!
   (автор неизвестен)

Желаю коллегам успешности, оптимизма, благополучия, умения преодолевать трудности, увлеченности своей профессией.


Слайд № 22 ресурс





 












 

 

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Палченкова Виктория Вениаминовна

Дата: 03.12.2020

Номер свидетельства: 565350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства