Программа будет полезна для учителей начальных классов, занимающихся внеурочной деятельностью. Она расчитана на 1 годи предназначена для обучающихся 3 класса. Реализация данной программы возможна только при наличии комплекта лабораторного оборудования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Юные знатоки погоды"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Карпогорская средняя школа №118»
Программа внеурочной деятельности
«Юные знатоки погоды»
(социальное направление)
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Серебренникова Людмила Викторовна
учитель начальных классов
с. Карпогоры
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Одной из форм работы с детьми стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Формировать представления о том из чего складывается погода;
Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером;
Познакомить с профессией метеоролог;
Развивать у детей практические навыки и умения проводить
самостоятельные наблюдения в природе;
Познакомить с условными знаками для фиксирования результатов наблюдений.
Для реализации данной программы используется комплект лабораторного оборудования. Он даёт возможность учащимся освоить способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик с помощью простейших лабораторных приборов.
Наблюдая за погодой, дети так же учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру.
Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления школьников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.
Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Программа кружка «Юные знатоки погоды» предназначена для учащихся
3 класса основной школы и рассчитана на 14 занятий.
Методическое обеспечение программы:
Комплект лабораторного оборудования. «Наблюдение за погодой». Набор приборов и инструментов в чемодане. Помогает систематизировать знания учащихся о понятии «погода» и изучить четыре ее составляющие – температуру, облачность, осадки, силу ветра; с помощью простейших лабораторных приборов освоить способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик.
В комплект лабораторного оборудования включена мобильная станция наблюдения за погодными явлениями, которая используется совместно с материалами для рабочих групп.
Работа с комплектом позволяет учащимся:
провести наблюдения, описать, измерить и записать температуру, направление и силу ветра, облачность и количество осадков;
научиться читать и использовать различные символы для описания погодных явлений, начиная с простых пиктограмм и заканчивая научными символами, используемыми в официальных картах погоды.
В наборе (для 6 рабочих групп):
Термометры от –25 °С до 50 °С
Термометр максимально-минимальный
Зеркало для наблюдения за облаками
Чаша для сбора дождевой воды
Мензурка, градуированная для сбора дождевой воды
Планки с фетровым покрытием
Компас с фиксируемой стрелкой
Карточки с погодными символами
Чаша анемометра с защитной крышкой
Пластиковые карточки для записи
Тренога телескопическая
Демонстрационная модель термометра, двусторонняя
Сетка для стабилизирующего груза
Маркер на водной основе
Зажим для треноги
Чистящие салфетки
Катушка компаса
Карта наблюдения за погодой
Флюгер
Компас с фиксируемой стрелкой.
В комплект так же входит «Руководство для учителя»
Предполагаемые результаты изучения программы:
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- выделение существенной информации из разных источников;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации;
- установление причинно-следственных связей;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
В результате изучения курса «Наблюдение за погодой» обучающиеся:
получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
получат простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра.
Получат возможность узнать:
что такое фенология, метеорология;
устройство и назначение термометра, флюгера, осадкомера, снегомерной рейки, барометра, анемометра;
что такое атмосферные явления: осадки, выпадающие на земную поверхность, осадки, образующие на поверхности земли и на предметах.
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельные наблюдения в природе, фиксировать
результаты, обобщать и делать выводы, составлять программы фенологических и метеорологических наблюдений;
измерять температуру воздуха и почвы с помощью термометра;
определять направление и скорость ветра с помощью флюгера;
измерять высоту снежного покрова с помощью снегомерной рейки;
измерять количество выпавших осадков с помощью осадкомера;
В программе специально выделены часы на практические работы. Темы
практических работ распределены между теоретическим материалом. Занятия кружка дополняются экскурсиями.
Оценка результатов освоения обучающимися содержания программы курса внеурочной деятельности «Юные знатоки погоды»:
Оценка результатов освоения третьеклассниками содержания программы курса возможна только качественная (степень активности обучающихся, осознанность и обоснованность ответов и т. п.).
Формы контроля:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы необходимо использовать такие формы контроля занятий как:
- творческие работы учащихся;
- практическая работа;
- наблюдения, опыты;
- тестовые работы;
- конкурсы рисунков;
- презентации учебных и творческих достижений учащихся.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать причастность к культурному наследию народа, его ценностям, ощутить себя юным исследователем окружающего мира. Итоговый контроль учеников проводится в форме защиты проекта.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Общая информация
3
2.
Температура воздуха
3
3.
Ветер
4
4.
Осадки
2
5.
Систематизация и оценка метеорологических наблюдений
2
Итого:
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема занятия
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
2.
Из чего складывается погода?
1
3.
Экскурсия на метеостанцию.
1
4.
Регистрация температуры. Условные обозначения температуры.
1
5.
Максимальная и минимальная температура.
1
6.
Измерение дневной температуры.
1
7.
Что такое облака?
1
8-9
Направление ветра. Условные обозначения направления ветра.
2
10.
Сила ветра.
1
11.
Регистрация осадков. Условные обозначения осадков.
1
12.
Работа с условными обозначениями.
1
13.
Систематизация и оценка метеорологических наблюдений.
1
14.
Систематизация и оценка метеорологических наблюдений. Представление выводов.
1
Итого:
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Руководство для учителя по работе с комплектом лабораторного оборудования. «Наблюдение за погодой».
2. Александр Угрюмов «Когда пойдёт дождь». Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2014г. Серия «Занимательная наука.
3. Атлас определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков
4. «Народные приметы о погоде». Издательство: Фолио, 2014г.
5.О. Секора «Погода в картинках». Издательство: Л.: Детская литература, 1990г.