Итоговая диагностическая работа по функциональной грамотности в 3 классе
Итоговая диагностическая работа по функциональной грамотности в 3 классе
Диагностическая работа направлена на проверку и оценку функциональной грамотности обучающихся 3 класса и состоит из заданий на диагностику уровня читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Разработаны критерии оценивания функциональной грамотности по 3 уровням: базовый, повышенный и высокий с указанием соответствующих баллов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговая диагностическая работа по функциональной грамотности в 3 классе»
Итоговая диагностическая работа по функциональной грамотности
Фамилия, имя _____________________________________ 3___класс
Необыкновенные обычные сосны
С давних времен существуют на Земле сосны. Семейство сосновые объединяет таких близких родственников, как сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Произрастают они в основном в Северном полушарии, в том числе и в Кировской области. Огромные леса сосновых пород называют тайгой.
Все сосновые имеют хвою, которая живет на деревьях от двух до пяти лет. Смена хвои происходит постепенно. На зиму хвою сбрасывает только лиственница.
К акие сосны без шишек! У сосны длина шишки до 5 см, а у ели до 15 см. Шишки кедра имеют длину 13 см и содержат от 30 до 50 семян каждая. С одного дерева получают до 12 кг чистого ореха и делают в Сибири кедровое масло. Семена распространяются кедровками и бурундуками, а также при помощи ветра.
Дерево растет всю жизнь. Под корой каждый год образуется новый слой древесины. На срезе спиленного дерева можно увидеть годовые кольца, по которым определяют, сколько лет жило дерево, какие повреждения получило. В засушливые или холодные годы, когда дерево растет медленнее, образуются узкие кольца. В благоприятные годы – широкие. Каждый год добавляется новое годичное кольцо. Сосны и ели вырастают до 80 м. Кедр – до 44 м, лиственница до 50 м.
У сосновых ценная древесина. Прочную, влагостойкую лиственницу используют в кораблестроении, делают мебель и строительные материалы. Из деревьев заготавливают дрова для обогрева, делают бумагу. Из смолы хвойных деревьев вырабатывают скипидар, канифоль, деготь.
Хвойные деревья не только радуют глаз, но очищают воздух, наполняя кислородом, и обладают оздоравливающими свойствами.
Выполни задания:
Х
Отметь , в какой книге нельзя найти данный текст?
Энциклопедия
Рассказы о природе
Сборник сказок народов мира
Какую пользу приносят хвойные леса? Вставь пропущенные слова.
Прочную, влагостойкую лиственницу используют в ______________, делают __________ и _____________________________. Из деревьев заготавливают ________ для обогрева, делают __________. Из смолы хвойных деревьев вырабатывают ___________, _________, ________.
Как ты думаешь, от чего надо защищать хвойные леса? Напиши.
У ели корни расходятся в почве под самой поверхностью, а у сосны корни уходят очень глубоко в землю. Как ты думаешь, при ураганном ветре какое дерево упадет быстрее? __________________
Ребята готовили для выставки «Чудо-лес» рисунки хвойных и лиственных растений. Рассмотри таблицу:
4. Верно ли, что Мария нарисовала хвойный кустарник и лиственное дерево? _________________________________
Рассмотри , в каком порядке рисовали это дерево.
О
Х
тметь лишние действия. Укажи в цифрами порядок оставшихся действий.
Нарисовали ветви.
Наметили ствол и ширину нижней части дерева.
Прорисовали хвою и раскрасили.
Нарисовали солнце.
Нарисовали тонкие веточки.
Нарисовали ствол, который вверху толще, чем внизу.
У какого растения высота меньше, чем у ели, но больше, чем у кедра? Найди ответ в тексте и запиши. __________________________________________________________
Реши задачу.
С первого кедра получили 5 кг орехов, а со второго 15 кг орехов. Запиши вопрос к задаче, если она решается так:
Масса бурундука 54 г. За один раз бурундук может унести за щеками семян кедра в 3 раза меньше его собственного веса. За один день он пополнил свою кладовую 9 раз. Сколько ему надо принести семян кедра, чтобы их стало в норке 1кг800г? Ответ переведи в более крупные единицы
Критерии оценивания диагностической работы в 3 классе
Диагностическая работа состоит из заданий на проверку читательской, математической и естественнонаучной грамотности. При проверке не учитываются орфографические ошибки.
Читательская грамотность
Задание №1 Отметь, в какой книге нельзя найти данный тект
Правильный ответ: Сборник сказок народов мира - 4 балла – высокий уровень
Отмечено два варианта и один из них верный – 1 балл - базовый уровень
Отмечен неверный ответ– 0 баллов
Задание №2
Какую пользу приносят хвойные леса?
Прочную, влагостойкую лиственницу используют в кораблестроении, делают мебель и строительные материалы. Из деревьев заготавливают дрова для обогрева, делают бумагу. Из смолы хвойных деревьев вырабатывают скипидар, канифоль, деготь.
Вставлены все пропущенные слова - 3 балла – повышенный уровень.
Вставлены правильно 7 или 6 слов - 2 балла
Вставлены правильно 4 или 5 слов – 1 балл.
Вставлено менее 4 слов – 0 баллов.
Естестеннонаучная грамотность
Задание №3
Как ты думаешь, от чего надо защищать хвойные леса?
Примерный вариант ответа:
Хвойные леса необходимо защищать от пожаров, от браконьерской вырубки, от неразумного использования человеком.
Указано не менее 2-3 случая - 2 балла – базовый уровень.
Указан 1 случай – 1 балл – базовый уровень.
Естественнонаучная грамотность
Задание №4
Примерный ответ: При ураганном ветре быстрее упадет ель с поверхностной корневой системой, а сосна удержится дольше, за счет того, что корни уходят глубже . – 3 балла - повышенный уровень
Математическая грамотность
Задание №5
Верные ответы: 1.Евгений 2.Валерия 3. Александра 4. Нет
Все ответы верны - 3 балла – повышенный уровень.
Верны 3 ответа, в том числе четвертый – 2 балла – повышенный уровень
Верны 2 ответа или 3 без четвертого – 1 балл – базовый уровень
Естественнонаучная грамотность
Задание №6
Правильный порядок: 2 – 1 – 4 – 3
Лишние предложения: Нарисовали солнце.
Нарисовали ствол, который вверху толще, чем внизу.
Отмечены лишние действия и правильно указана последовательность оставшихся действий – 4 балла – высокий уровень.
Правильно указана последовательность действий (2 – 1 – 4 – 3), но не отмечено 1 лишнее действие – 3 балла – повышенный уровень.
Нарушен порядок двух последовательных действий (например, 3 – 1 – 4 – 2) и не отмечено 1 лишнее действие - 2 балла – базовый уровень
Нарушен порядок двух последовательных действий (например, 3 – 1 – 4 – 2) и не отмечены 2 лишние действия - 1 балл – базовый уровень
Нарушен порядок действий, неверно отмечены лишние действия – 0 баллов.
Математическая и читательская грамотность
Задание №7
У какого растения высота меньше, чем у ели, но больше, чем у кедра?
Правильный ответ: Лиственница - 2 балла – базовый уровень
Другие ответы – 0 баллов
Математическая грамотность
Задание №8
Вопрос 1: Во сколько раз больше кг орехов получили со второго дерева, чем с первого (или меньше с первого дерева, чем со второго)?
Вопрос 2: На сколько больше орехов собрали со второго дерева, чем с первого?
Правильно составлены оба вопроса- 3 балла – повышенный уровень
В целом правильно, но неточно или не полностью сформулирован один из вопросов – 2 балла – базовый уровень
Правильно составлен 1 вопрос – 1 балл – базовый уровень
Неверно составлены вопросы – 0 баллов
Задание №9
Решение: 1) 54:3= 18 (г) – масса кедровых семян, которую принесет бурундук за 1 раз
2) 18*9 = 162 (г) – масса семян, которую принесет бурундук за 9 раз
Ответ: бурундуку осталось заготовить 1кг 638г семян кедра
Решение и ответ выполнены правильно – 4 балла – высокий уровень
Решение и ответ верные, но ответ не переведен в более крупные единицы измерения – 3 балла - повышенный уровень
В одном действии вычислительная ошибка, приводящая к неверному ответу – 2 балла
Ход решения и ответ неверный– 0 баллов
Максимальные баллы за работу – 30 баллов:
Читательская грамотность - максимально 9 баллов;
Естественнонаучная грамотность – максимально 9 баллов;
Математическая грамотность - максимально 12 баллов.
Список литературы и информационных источников
Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф. Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана - Граф, 2018. 288 с.
Житко Е.А. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования / Е.А.Житко. – Образование и воспитание – 2023 - №2
https://fioco.ru – открытые задания исследования PISA
http://www.centeroko.ru - Центр оценки качества образования Института стратегии развития
образования РАО
https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf - Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию