Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературному чтению. 3 класс»
I вариант
Прочитай текст.
Весна пришла ранняя. Олени двинулись к Ледовитому океану, там комаров поменьше. Спокойно идут и по сторонам не оглядываются: в светлую пору им даже волки не страшны. А маленькие оленята затеют в прятки играть: за сугробы друг от друга прячутся.
Один оленёнок под большим сугробом затаился.
Но вдруг тучи заволокли небо, завыл злой ветер, закрутила метель.
Сугроб, где оленёнок прятался, в один миг превратился в пещеру.
Сколько времени прошло: может, день, может, два, а может, и ещё дольше – кто знает?
Утихла метель. Выглянул оленёнок из своей снежной пещеры – кругом снег. Оленей не видно.
Совсем один в тундре оказался оленёнок. Вылез из сугроба и горько заплакал.
Но тут солнышко раздвинуло хмурые тучи и сказало:
- Не плачь, малыш. Иди на север, пока не выйдешь к большой реке. Там и найдёшь оленей.
Сколько он так бежал: может, день, может, два, может, ещё дольше – кто знает? Однажды повстречался на его пути волк. Волк думает: «Этого оленёнка я съем».
А вслух говорит:
- Плохо в тундре одному. Я тоже иду на север. Хочешь, пойдём вместе? Я тебя буду защищать.
Согласился маленький оленёнок.
Сколько времени они так шли: может, день, может, два, а может, и ещё дольше – кто знает?
А волк раздумывал: «Можно бы его и сейчас съесть. Да не знаю, где других оленей искать. Лучше подождать.
Однажды оленёнок смотрит, блестит что – то впереди. Да это ж большая река! По воде льдины плывут, а далеко на другом берегу олени!
Обрадовался оленёнок, побежал к реке, вскочил на льдину.
Увидел волк, что добыча уходит, бросился вслед за оленёнком. Прыгнул волк на льдину. А она под его тяжестью перевернулась, и пошёл волк ко дну.
Так и спасся оленёнок о волка.
ЧАСТЬ 1
1. Определи жанр произведения.
рассказ
басня
сказка
2. Укажи время года, описанное в тексте.
весна
лето
зима
3. Укажи, куда направились олени.
к Тихому океану
к Ледовитому океану
3) в тундру 4. Кто указал оленёнку путь к большой реке?
ветер
волк
солнце
5. Укажи, кто пытался обмануть оленёнка.
1) ветер
2) волк
3) солнце
6. Что подсказало оленёнку, что он близко подошёл к большой реке?
к реке, ____________________________________на льдину.
II вариант
Прочитай текст.
Не так уж редко бывает в ноябре такая погода, когда вовсю старается метель, в завывании ветра, кажется, тонут все звуки. И не сразу обратишь внимание на перезвон каких – то крошечных колокольчиков, пробивающихся сквозь вой и свист. Прямо над головой на голых ветвях расселось около сотни небольших, величиной со скворца, птиц. У каждой гладко зачёсанный назад хохолок, на хвосте жёлтая лента, а на крыльях ярко – красные лакированные пластиночки. Таких больше ни у кого нет.
То одна из них, то другая перелетают на соседнюю рябину. С поспешностью срывают чуть примороженные ягоды и проглатывают целиком. А то и вся стая разом начинает пир, а потом снова усаживается на прежнее место, и снова звенят колокольчики. Можно подумать, что на полдня наелись. Но проходит десять – пятнадцать минут, и всё повторяется снова. Это северные кочевники – свиристели.
Не одни свиристели пируют на рябине. И снегирям рябина по душе. Но если свиристели глотают всю ягоду, то снегирь деловито срывает одну за другой, раздавливает коротким клювом и с наслаждением поедает только семена.
В березняках ветром несёт необычную метель: неслышно устилают тропинку желтоватые чешуйки берёзовых серёжек. Десятки маленьких птиц молча и торопливо шелушат их на самых вершинах высоких берёз. Вдруг со звоном «чёт – чёт – чёт – чёт…» все садятся на то же самое дерево. Чечётки…Подвесившись на концах тонких веточек, теребят красноголовые чечётки берёзовые серёжки, шелушат ольховые шишечки.
ЧАСТЬ 1
1. Определи жанр произведения.
рассказ
сказка
басня
2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
зимой
осенью
весной
3. Какой промежуток времени между приёмами пищи у свиристелей – кочевников?
один час
полдня
10 – 15 минут
4. Чем любят лакомиться чечётки?
берёзовыми серёжками и ольховыми шишечками
примороженными ягодами рябины
сухой травой
5. Какие птицы глотают ягоды рябины целиком?
свиристели
снегири
чечётки
6. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту.
На рябине.
Так уж бывает.
Пернатые кочевники.
ЧАСТЬ 2
7. Восстанови последовательность пунктов плана.
А) Пир на соседней рябине.
Б) Чечётки прилетели.
В) Кто – то ягоду глотает, а кто – то с наслаждением поедает.
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
Но если свиристели________________________________всю ягоду, то снегирь деловито_____________________________одну за другой, ____________________коротким клювом и с наслаждением______________________только семена.