kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Счастливые суффиксы в именах детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены особенности уменьшительно-ласкательных суффиксов в именах детей. У каждого человека есть имя. Оно играет большую роль в его жизни. Еще большую роль в жизни детей играет ласковое обращение по имени. Свою любовь родители могут передать детям через уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах.

Русский язык – один из самых эмоциональных языков в мире. С помощью разных форм одного и того же слова можно передать разные чувства. Но, оказывается, не все уменьшительно-ласкательные суффиксы одинаково передают нежные чувства родителей. Есть суффиксы «счастливые», которые помогают понять детям, что они любимы. Помогают стать детям более уверенными, любить себя и других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Счастливые суффиксы в именах детей"»

Содержание



  1. Введение ……………………………………………………3

  2. Почему нас так зовут……………………………………… 5

  3. Оттенки суффиксов ………………………………………. 7

  4. Проведение исследования ………………………………...9

  5. Заключение………………………………………………. .14

  6. Список использованной литературы…………………….15

  7. Приложения……………………………………………….16
































Аннотация


В данной работе представлены особенности уменьшительно-ласкательных суффиксов в именах детей. У каждого человека есть имя. Оно играет большую роль в его жизни. Еще большую роль в жизни детей играет ласковое обращение по имени. Свою любовь родители могут передать детям через уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах.

Русский язык – один из самых эмоциональных языков в мире. С помощью разных форм одного и того же слова можно передать разные чувства. Но, оказывается, не все уменьшительно-ласкательные суффиксы одинаково передают нежные чувства родителей. Есть суффиксы «счастливые», которые помогают понять детям, что они любимы. Помогают стать детям более уверенными, любить себя и других.

























Введение

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Маршак

Как известно, у каждого человека есть имя. В кратком толковом словаре русского языка имя определяется как «личное название человека, которое ему дают при рождении». Оно играет большую роль в его жизни. Практически с момента рождения родители и родные начинают обращаться к ребенку по имени, и оно становится частью его личности. Со временем ребенок и сам начинает понимать, что у него есть имя, которое отличает его от других. И даже может протестовать, если его называют чужим именем.

Имя – это часть внутреннего мира человека. Очень важно, чтобы человек его принял, то есть, чтобы имя нравилось ему, и чтобы человек им гордился.

Свою любовь родители могут передать детям через ласковое обращение по имени. Чаще всего ребенку нравятся все домашние варианты его детского имени, особенно нежные его формы.

На уроке русского языка мы изучали тему «Уменьшительно-ласкательные суффиксы». Мы называли разные слова с суффиксами, а учитель нас спросила: « А как вас называют ласково дома? Вам нравится, что вас так называют? А как можно еще вас назвать ласково?» После изучения темы мне захотелось узнать больше о своем имени и именах моих одноклассников, а также узнать какие есть еще уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые можно применить к «домашнему» имени ребенка.

Так объектом исследования стали имена нашего класса, а предметом – уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Цель узнать о происхождении и значении имен, выяснить, какие уменьшительно-ласкательные суффиксы, используемые в именах, помогают родителям передавать чувства нежности и любви детям и этим делать их счастливыми.

Задачи:

- Выяснить, знают ли ребята моего класса значение своего имени и историю его происхождения.

- Изучить имена учеников своего класса.

- Выяснить делают ли ласковые имена детей счастливыми.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

  • изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;

  • беседа с родителями и учащимися;

  • анкетирование;

  • собственные наблюдения.

Гипотеза: я думаю, что всех детей родители называют ласковыми именами и что все уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах передают нежные чувства родителей.

Актуальность темы обусловлена недостаточным вниманием родителей к вопросам общения с детьми. Не секрет, что современные родители много времени проводят на работе и мало – с детьми. Часто им некогда не то что поговорить с ребенком по душам, но и приласкать его, нежно обратиться к сыну или дочке.











Почему нас так зовут?


Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля я узнала: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальные документы. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение имени, его происхождение.


Перед началом работы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 22 человека – это ученики моего класса. (Приложение 1)

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

20

2

Знаешь ли ты значение своего имени?

8

14


Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение. Результаты анкетирования ещё больше укрепили меня в том, что изучение имени человека - это увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Кроме этого, обучающиеся моего класса ответили на важный вопрос:

«Нравится ли Вам Ваше имя?»

«Да» ответили - 20 человек.

«Нет» - 2 человек.

Как вы видите, большинство довольны своими именами.

В нашем классе учится 22 ученика. Имя Роман повторяется дважды, остальные имена встречаются только один раз. Самые короткие имена – Илья и Кира, Әсел и Аида, самые длинные – Елизавета, Анастасия и Александр. Больше всего имен на букву «А» - 7.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют детей?

Оказалось, что

  • 6 человек - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

  • 4 человека - были названы именами, потому что они редкие;

  • 2 человека – в честь знаменитых людей;

  • 2 человека – в честь родственников;

  • 8 человек - не смогли ответить на этот вопрос.


Мы в классе подготовили рефераты по происхождению и значению своего имени. Было интересно узнать информацию о своем имени и сравнить подходит ли действительно нам имя данное родителями при рождении.

Я сделала таблицу «Происхождение наших имён». (Приложение 2.)

Я думаю, что это хорошо, если ещё в детстве ребенок будет знать от родителей, почему или в честь кого его так назвали, что означает его имя, какие знаменитые люди носили такое имя.







Оттенки суффиксов


Русский язык – один из самых эмоциональных языков в мире. С помощью разных форм одного и того же слова можно передать разные чувства. Большую роль в этом играют уменьшительно-ласкательные суффиксы. Русский язык исключительно богат уменьшительными формами, кажется, что они встречаются в речи на каждом шагу. Они могут выражать восторг, очарование, жалость, интерес, нежность, любовь, ненависть, презрение, пренебрежение, уважение. Важным является то, что одно и то же имя может иметь довольно большое число разных производных форм, из которых говорящий выбирает форму с наиболее подходящим значением. Этот выбор может в большей степени зависеть от сиюминутного настроения говорящего и от особого отношения, которое он хочет выразить именно в этот момент.

Каждый суффикс своим значением передает нечто свое, особое отношение. В частности «ласкательные» имена в русском языке могут выражать:

растроганность - Галюсенька, Витусеночек

нежность - Галинка, Галинушка

неестественную ласковость, слащавость - Галюня, Манюня

фамильярную ласку - Маняшка, Галка

ласку, окрашенную ироническими интонациями - Машенция,

грубоватую почтительность - Толян, Юран и другие.


В Казахстане выработан свой речевой этикет именования неофициальными личными именами. Здесь также можно дифференцировать употребление неофициальных форм имен в городе и в деревне. Так, например, русско-казахское двуязычие на протяжении многих лет способствовало проникновению в казахскую речь некоторых элементов русского языка. Такое явление чаще всего встречается в речи городских жителей. Неофициальные формы казахских имен часто образуются при помощи суффиксов субъективной оценки русского языка (Динка - Динара, Аскар - Аскарик, Толкын - Томка, Жомарт - Жомка, Жумка). Подобные формы имен употребляются обычно людьми хорошо знакомыми друг с другом, а также молодыми людьми, подростками в школе, детьми в детских садах, владеющими русским языком. В сельской местности при образовании уменьшительно-ласкательных и сокращенных форм имен, используют суффиксы родного языка (Айнұр - Айко, Серік - Секо, Секе, Секебай, Салтанат - Салтош, Манат - Мәкө, Мәке, Төлеген - Төкөбай, Төке, Айман - Аймаш и др). Такие формы имен употребляются по отношению к взрослым людям, детям, соседям.




















Проведение исследования


Я предположила, что всех детей родители называют ласковыми именами, и что все уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах передают нежные чувства родителей.

Предложила ребятам игру «Домашнее имя» Во время игры дети, передавая друг другу игрушку «Солнышко», говорили ласковое имя, которым их дома называли родители. Игра проходила оживленно, было видно, что она нравится ребятам. Но выяснилось, что к 2 мальчикам родители ласково не обращаются, а называют их полными или краткими именами. Эти дети были грустными и даже немного расстроенными. Чтобы помочь ребятам, мы приглашали их по очереди в центр класса, предлагали им назвать трёх одноклассников, от которых они хотели бы услышать своё ласковое имя. Спрашивали, какое из прозвучавших имён им нравится больше. Ребята были довольны и улыбались.

Затем я предложила учащимся на специально приготовленных бланках раскрасить «цветик – пятицветик» и написать на его лепестках свои ласковые имена и слова, с которыми родители, родственники или друзья к ним обращаются. Детям было предложено подчеркнуть то имя, которое им особенно нравится. А также ответить на вопрос: «Как часто родители называют вас ласковыми именами?». Было предложено три варианта ответов: «часто», «не очень часто», «никогда».

Полученные данные необходимо было обработать. Я использовала метод математической обработки (подсчётов). Полученные результаты поместила в следующую таблицу.

Варианты ответов

Количество ответов

Родители часто называют детей ласковыми именами

13

Родители не очень часто называют детей ласковыми именами

7

Родители никогда не называют детей ласковыми именами

2


Из таблицы видно, что в большинстве семей (13) родители показывают свою любовь детям, называя их ласковыми словами. Но в то же время, в 9 семьях детям, возможно, не хватает теплоты в отношениях с родителями. Это не очень им полезно, так как может привести к неуверенности в себе. А в одной семье мальчика вообще называют «квартирант» и «студент».

В семьях детей называют не только ласковыми именами, но и другими ласкательными словами. Среди них чаще всего встречаются: «зайка», «зайчик», «заинька» (6 слов); «солнышко» (9 слов); «киса», «котенок» (4 слова), а так же: звездочка, принцесса, сладкий, мышка, цыпленок и некоторые другие. Эти ласкательные слова употребляются вместо имени и являются его домашними прозвищами. Интересно, что родители не называют детей словами «заяц», «кот», «ёж», «медведь», «курица». А используют слова, которые обозначают детёнышей животных: «зайчик», «котёнок», «цыплёнок». К таким же домашним прозвищам можно отнести детские имена «Малявка», «Пуся». Все они как бы подчёркивают, что ребенок ещё маленький, беспомощный, но очень любимый родителями. Анализируя ответы учащихся, я заметила, что в половине случаев (12 ответов) дети подчеркнули именно ласковые прозвища. Они нравятся детям больше, чем собственные имена. Думаю: эти дети не готовы пока взрослеть и хотят подольше оставаться маленькими.

Затем я выделила во всех словах уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Суффиксы называют уменьшительно-ласкательными, потому что они выражают отношение к обозначаемому как к маленькому, достойному ласки, снисхождения, покровительства, умиления, жалости..». Таких суффиксов оказалось двадцать. Наиболее часто встречаются имена и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк/-ечк (Алиночка, Ромочка, Кристиночка, звездочка, Лизочка, Сашечка), (зайка, Максимка, Алинка, Софийка, Аселька, Мырзашка), -еньк/-оньк (доченька, Лизонька, Сашенька, Илюшенька), (Богдаша, Кирюша, Настюша, Илюша). Реже используются суффиксы -ик (Максик, котик), -ушк/-юшк (Настюшка, Кристинушка), -ёнок (котёнок), -чик (Герчик, Артурчик), -ок, -ёк (дружок, Аселёк, Санёк ). По одному разу встречаются суффиксы (золотце), -ос (Никитос), -ышк (солнышко). (Приложение 3).

Я заметила, что уменьшительно-ласкательные суффиксы не во всех словах одинаково передают нежность, теплоту и любовь.

Суффиксы -ок (сынок, дружок), -ёнок (котёнок, цыплёнок), -утк (мишутка) несут просто уменьшительное значение. Это особенно заметно, если сравнить их с суффиксами -очек (сынок – сыночек, дружок – дружочек, котёнок – котёночек, цыплёнок - цыплёночек) или -еньк (доченька). В словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очек больше участия и чувства нежности. В именах с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Максимка, Алинка, Софийка) также чувствуется нежность.

Суффиксы -ик, -чик (ёжик, котик, зайчик, Максимчик) так же сообщают об уменьшенном виде человека или предмета. Но звучат они более мягко, чем суффиксы -ок или -утк. Видно, что ребёнок является для родителей не только маленьким, но и милым сердцу.

А в суффиксе -ос (Никитос) чувствуются по-мальчишески грубоватые оттенки. Так могут общаться между собой братья, мальчики – друзья или одноклассники.

Наиболее сильно и ярко передают чувства нежности и любви такие уменьшительно-ласкательные суффиксы, как -очк/-ечк (Алиночка, звездочка), -ышк (солнышко), (Кирюша), -чик (Герчик), -юшк (Настюшка). Шипящие в этих суффиксах звучат нежно-человечески, как младенческое почмокивание, ночной шорох и шелест, как звуки утешения и чуткости, как «ш-ш-ш!» и «чу!» Они передают доброе, тёплое отношение к детям, выражают сочувствие, привязанность к ним.

Суффиксы –еньк/-оньк (Лизонька, Яренька, доченька) несут в себе только оттенок ласкательности, но не уменьшительности, передаёт особое чувство нежности и родительской любви.

В казахском языке признак «уменьшения» несут такие аффиксы, как -най, -тай, -жан: Еко-най, Екотай, Екожан от производного Ербол. Данные аффиксы присоединяются к немаркированной краткой форме, оканчиваются на гласную. Подобными формами имен обращаются, как правило, к детям, выражая тем самым свою любовь и теплоту.

Существует также ряд суффиксов, обозначающих «еркелету» - «ласкать»: -ко, к/л, -ош, -өш, -өк, -ка – Айко, Айкоша (Аида), Эти формы имен относятся также в большинстве случаев к детям, но не маленьким, как это в случае с -най, -тай, -жан, а также при обращении ко взрослым, когда хотят показать свою симпатию, близость.

В отличие от русского языка в казахском уменьшительные женские формы имен могут совпадать с мужским формами: Нұржан -Нұрмухамет (муж.), Жекен - Жексенбай (муж.), Жекен - Жекейім (жен.), Тоқаш - Толықбек (муж.), Тоқаш - Толқын (жен.). Такое прибавление суффиксов -ан, -ен, -ән; -каш, -кеш; -жан; -аш,-еш к первому слогу несет в себе разные значения: шутливость, игривость, дружеское расположение и используется в ситуации, когда собеседники знают друг друга достаточно хорошо.

Но я заметила, что детей с казахскими именами, ласково называют добавляя русские суффиксы (Мырзашка, Аселька). А у одного мальчика полное имя сразу несет в себе ласкательное значение – Мырзатай.


Я попробовала расположить разные формы каждого имени по степени проявления эмоций: от самой «сухой» официальной формы имени до наиболее нежной и ласковой (Приложение 4). Имена с суффиксами -еньк/-оньк, -ечк/-очк, -ушк я назвала счастливыми, потому что они звучат мягко и ласково и полны нежности и любви. Звёздочкой отмечены имена, которые дети не назвали, но которыми могли бы называть их родители.


Из таблицы видно, что девочек родители чаще называют очень ласково, мальчиков – намного реже. В нашем обществе принято считать, что мальчики не нуждаются в нежности, любви и ласке так, как девочки. Ведь они – будущие мужчины, защитники. Я считаю, что все дети: и мальчики, и девочки - имеют одинаковое право на любовь родителей и их тёплое отношение к детям



























Заключение


В ходе своей работы я пришла к нескольким важным выводам.

  1. Имя играет важную роль в жизни человека. Оно является частью его личности и внутреннего мира.

  2. Имена с уменьшительно-ласкательными суффиксами имеют большое значение в передаче положительных чувств от родителей к детям.

  3. Не все мои предположения оказались верными. Не у всех учащихся класса есть ласковые домашние имена.

  4. Не все уменьшительно-ласкательные суффиксы одинаково передают нежные чувства родителей.

Таким образом, гипотеза не подтвердилась.

Часть суффиксов (-ок, -ёнок, -утк) в именах употребляется с оттенком уменьшительности, часть ( -к, -ух, -он, -ос) – с оттенком пренебрежительности, часть (-уш/-юш, -ус, -ул/-юл) – с неопределенным оттенком. Наиболее ярко передают чувства нежности, привязанности и любви к детям суффиксы -оньк/-еньк, -очк/ечк, -ушк, -ышк, -ш. Именно их можно назвать счастливыми. Эти суффиксы помогают понять детям, что они любимы. Помогают стать детям более уверенными, любить себя и других.

Выполняя эту работу, я поняла, что нужно как можно чаще говорить ласковые имена. Своих братьев я буду как можно чаще называть именами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, хоть они и старше меня. И, когда вырасту, своих детей буду называть только именами со «счастливыми» суффиксами.










Список использованной литературы


  1. Краткий толковый словарь русского языка

  2. Толковый словарь В.Даля

  3. Энциклопедия имен

  4. http://www.coolreferat.com/Применение_уменьшительных_суффиксов

  5. articlekz.com/article/7284/Морфологический способ образования экспрессивно-стилистических значений антропонимов (на материале русского, казахского и турецкого языков)































Приложение 1


Анкета


1.Знаешь ли ты, что такое «имя»?

а) Да б) нет

2. Знаешь ли ты значение своего имени?

а) Да б) нет

3. Нравится ли Вам Ваше имя?

а) Да б) нет

4. Почему вас так назвали?

а) Популярное имя

б) Редкое имя

в) Свой вариант_____________________________

г) Не знаю

5. Как часто родители называют тебя ласковыми именами?

а) Часто б) не очень часто в) никогда




























Приложение 2


Происхождение имен


Имя по происхождению


Имя

Что означает

  1. Греческое происхождение

Алиса

Кристина

Никита

Анастасия

Кира

Роман

«Благородная»

«Посвященная Христу»

«Победитель»

«Возвращение к жизни»

«Госпожа»

«Сильный, крепкий»


  1. Латинское происхождение

Артур

Герман

Максим

Марк


«Сила, мощь»

«Родной, близкий»

«Величайший»

«Молоток»

  1. Древнееврейское происхождение

Илья

Елизавета


«Мой Бог – Господь»

«Почитающая бога»

  1. Древнегреческого происхождения

Александр

Софья

«Защитник»

«Мудрая»


  1. Славянское происхождение

Богдан

Ярослав

«Данный богом»

«Сильный»


  1. Татарское происхождение

Асылбек

«Настоящий человек»


  1. Арабское происхождение

Аида

Алина

Әсел

«Вознаграждение»

«Благородный род»

«Сладкая как мед»


  1. Тюрское происхождение

Мырзатай

«Господин»











Приложение 3


Список имен и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Ласковые имена

Ласковые слова

1

Алина

28

Кира

1

Доча

2

Алинка

29

Кирюша

2

Доченька

3

Алиночка

30

Никита

3

Солнышко

4

Аля

31

Максим

4

Зайчик

5

Әселька

32

Максимка

5

Киса

6

Әселёк

33

Герман

6

Дружок

7

Алиса

34

Герчик

7

Малый

8

Асылбек

35

Роман

8

Сладкий

9

Артур

36

Ромашка

9

Золотой

10

Артурчик

37

Ромочка

10

Малявка

11

Артуся

38

Богдан

11

Цыпленок

12

Аида

39

Богданыч

12

Ласточка

13

Айкош

40

Богдаша

13

Зайка

14

Айко

41

Бодя

14

Золотце

15

Кристина

42

Марк

15

Заинька

16

Кристиночка

43

София

16

Умница

17

Кристинушка

44

Софийка

17

Котик

18

Кристя

45

Софка

18

Совенок

19

Илюша

46

Мырзатай

19

Котенок

20

Илюшенька

47

Мырзашка

20

Лисенок

21

Саша

48

Мырза

21

Звездочка

22

Сашенька

49

Настя

22

Мышонок

23

Сашечка

50

Настюша



24

Санек

51

Настюшка



25

Саня

52

Настёна



26

Лиза

53

Настюха



27

Лизочка


 















Приложение 4


Расположение имён по степени проявления эмоций.


Официальное имя

Краткое имя

Домашние формы имени

«Счастливые» формы имени

Аида

Аида

Айкош, Айко

Аидочка*

Александр

Саша

Санек, Саня

Сашенька, Сашечка

Алина

Алина

Аля, Алинка

Алиночка, Алинушка*

Алиса

Алиса

Лиса

Алисочка*, Алисонька*.

Анастасия

Настя

Настюха,Настена, Наська

Настюшка, Настюша, Настенька*

Артур

Артур

Артуся

Артурчик, Артюшенька*

Асылбек

Асылбек

Асл


Әсел

Әсел

Әселек, Әселька

Аселюшка*, Аселечка*

Богдан

Бодя

Богдаша

Богданчик*

Герман

Герман

Герчик

Герочка*

Елизавета

Лиза

Лизочка

Лизонька*

Илья

Илья

Илюша

Илюшенька

Кира

Кира

Кирюша

Кирочка*

Кристина

Кристина

Кристя

Кристиночка, Кристинушка

Максим

Макс

Максимка

Максимочка*, Максимушка*

Марк

Марк

Марк

Маркуша*

Мырзатай

Мырза

Мырзашка

Мырзатайчик*

Никита

Никита

Никитос

Никитушка*

Роман

Рома

Ромашка

Ромочка, Ромушка*

София

Соня

Софка

Софийка, Софьюшка*

Ярослав

Ярослав

Ярик, Ярусик

Ярославушка*, Яренька*


30



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательская работа "Счастливые суффиксы в именах детей"

Автор: Павлюк Наталья Николаевна

Дата: 11.03.2018

Номер свидетельства: 461341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы. "
    ["seo_title"] => string(58) "obraz-snieghurochki-na-stranitsakh-fol-klora-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "120932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413825168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства