Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Польза и вред мультфильмов"»
13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЛУБОКОВСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПРАПОРЩИКОВО»
Секция: Начальные классы (творчество)
Тема: «Мультфильмы – польза или вред?»
Выполнила:
ученица 4 «Б» класса
Дементьева Арина
Научный руководитель:
Кузнецова Татьяна Федоровна
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть 5
2.1 Как появились мультфильмы 5
2.2 Мультфильмы – вред или польза? 7
Практическая часть 10
Заключение 13
Список литературы 15
Отзыв научного руководителя
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Иногда кажется, что мир вокруг жесток, безразличен, угрюм и неприветлив. Кажется, что все потускнело, стало серым и черным. В такие моменты хочется включить старые добрые мультфильмы. Они способны раскрасить наш мирне только в яркие пестрые краски, но и принести с собой ощущение искренней радости.
Если бы не было в нашей жизни мультфильмов, то наш мир не был бы таким ярким.
В.М.Котеночкин
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Как–то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Теперь мы, дети наших родителей, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства.
Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Я думаю, что мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Мы часто с подружками, моего класса, обмениваемся DWD дисками, которые содержат разные мультики. У каждого из нас свои предпочтения, и мы с увлечением следим за выпуском новых серий, пересказываем увиденное, с нетерпением пересматриваем любимых героев. Однажды меня заинтересовал вопрос «А какие мультфильмы смотрят ребята других классов?
Актуальность работы состоит в том, что в последнее время на жизнь детей огромное влияние оказывает телевидение, в том числе мультфильмы, которые стали неотъемлемой частью жизни. Дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки, мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление.
Цель – определение роли мультфильмов в жизни детей, выявление пользы или вреда от просмотра мультфильмов.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Узнать историю появления мультипликации;
Выяснить, есть ли опасность, скрывающаяся в мире мультипликации;
Провести анкетирование с целью выявить наиболее предпочтительные для просмотра мультфильмы;
Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.
Методы работы:
Анализ статей по данной теме
Анкетирование учащихся начальной школы
Обработка полученных результатов
Гипотеза работы: большинство мультфильмов, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребёнка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей.
Практическая направленность: данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях и лекториях для родителей, учащихся начальной школы.
Мы должны знать и уметь отличать хорошие мультфильмы от плохих, чтобы стать воспитанными и вежливыми.
В своей работе мы попытаемся разобраться, насколько мультфильмы полезны и интересны детям, и какое влияние мультфильмы оказывают на поведение ребёнка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое МУЛЬТФИЛЬМ – средство воспитания или управления психикой?
Яркие и зрелищные с одной стороны, и простые, доступные с другой, мультики обладают большими воспитательными возможностями, и очень близки этим к сказке или общению с людьми.
Персонажи мультфильмов показывают нам разные способы познания окружающего мира, передают образы друга и врага, дают первые представления о добре и зле, о плохом и хорошем поведении.
Сравнивая себя с любимым персонажем, мы учимся справляться с трудностями, со своими страхами, учимся уважительно относиться к окружающим.
События, которые показывают в мультике, развивают наше мышление и воображение.
Значит, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания.
Мультфильм – это добрая короткая сказка 5-10 минут с понятным сюжетом и узнаваемыми героями (то есть, история не про оборотней, а про детей, зверят). Их очень много, и все они точно не навредят малышу! Такие мультфильмы учат ребёнка быть ЧЕЛОВЕКОМ, радоваться добру, переживать за героев.
2.1 Как появились мультфильмы
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Римский поэт и философ Лукреций в своей работе "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. А в 15 веке появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли «волшебным фонарем» или по-латински "laterna magica". С 17 века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.
Попытки найти способы оживления рисунков
с помощью специальных аппаратов продолжались.
30 августа 1877 года в Париже был запатентован праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.
Шли годы поисков, годы новых открытий.
Возникла фотографическая промышленность.
Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры,
кинопленки. Успешное развитие фотографии
позволило в дальнейшем заменить рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дало большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.
В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея, где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимации - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. Анимацию называют мультипликацией (дословно - "размножение").С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка". В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". На экранах появились мультфильмы из русских народных сказок.Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с интересом смотреть мультфильмы.
Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.
Существуют три вида мультипликации: рисованная, кукольная и компьютерная. Практически все современные мультфильмы давно делают на компьютере, а не рисуют на пленках или лепят из пластилина. Даже самые простые 2D мультфильмы делаются на компьютере. На сегодняшний день российская анимация переживает подъем, и новые качественные мультфильмы все чаще появляются на экранах наших кинотеатров.
2.2 Мультфильмы – вред или польза
Дети с удовольствием смотрят разные мультики, но какая польза должна быть от мультфильма? Должен ли он быть обучающим (обучение счёту, азбуке, логике) или просто развлекающим? Самое главное - это: 1. В мультфильме не должно быть жестокости, страшных героев;
2. В основе повествования – основные человеческие ценности: честность, верность, уважение, взаимопомощь, верная романтическая любовь, стремление к свободе выбора и т.д.; 3. Зрители должны смеяться не над героем, а с ним, поэтому для смеха авторы могут ввести бестолкового приятеля главного героя; 4. Обязательно нужно выразить любовь героя к семье, добавив в сюжет членов семьи; 5. «Плохие» герои существуют для того, чтобы главному герою было с кем бороться и кого побеждать.
В 2003 году по одному из каналов кабельного телевидения демонстрировался документальный фильм «Влияние мультфильмов на сознание детей». В этой небольшой передаче опытные психологи рассматривали, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей. Просмотрев большое количество современных и старых советских мультфильмов, сравнивая персонажей и их поступки, психологи составили некоторые тезисы о том, что воспитывают в детях мультфильмы и какой вред они могут нанести. Вот что у них получилось.
Положительные стороны мультфильмов:
Учат уважать себе равных;
Мириться, если произошла ссора;
Не обижать слабых;
Быть честным, уважать родителей и старших;
Учат хорошим манерам;
Развивают фантазию, творческие способности;
Создают хорошее настроение;
Расширяют кругозор, развивают любознательность;
Учат сопереживать, сочувствовать, размышлять;
Иметь свое мнение.
Отрицательное влияние мультфильмов:
Герои некоторых мультфильмов агрессивны – они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат и даже убивают персонажей. Последствия – проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенка в реальной жизни;
Некоторые персонажи нарушают общепринятые нормы поведения – их никто не наказывает за это, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке, воспитывается ощущение полной безнаказанности, нет четкой границы между добром и злом.
В некоторых мультфильмах показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.
Иногда показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как вы думаете, как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет непристойное поведение, грубость, безжалостность…
Практическая часть
Мы тоже решили провести анкетирование среди ребят начальной школы и их родителями, чтобы узнать каким мультфильмам они отдают предпочтение и что им нравится в мультфильмах. Мы разработали анкету и провели ее в
3-4 классах нашей школы. В анкетировании приняло участие 50 взрослых и 20 родителей нашего класса. Вот какие результаты у нас получились.
Все опрошенные ребята утвердительно ответили, что любят мультфильмы и смотрят их: каждый день – 22 человека, 3-4 раза в неделю – 11, только по выходным – 17.
Продолжительность просмотра у всех разная – меньше часа – 22 человека, больше часа – 9, больше 2-х часов или пока не закончится – 19. Самое правильное – просмотр мультфильма не более 40 минут.
Какие же мультфильмы предпочитают наши ребята – 30 учащихся с удовольствием смотрят современные российские и старые советские мультики, а 20 – иностранные.
Очень жаль, что наши родители нечасто могут посидеть рядом с нами и вместе насладиться просмотром: только 9 человек сказали, что они смотрят мульфильмы совместно, и совсем немногие отметили, что они обсуждают увиденное. Это можно объяснить загруженностью наших родителей, которые не всегда могут уделить нам внимание и, уж тем более контролировать, что мы смотрим по телевизору. А иногда это просто необходимо для нас!
Кто же из героев привлекает внимание?
Российские Иностранные
Маша и Медведь Халк
Винни – Пух Шрек
Пятачок Симсоны
Волк и Заяц Кунгфу Панда
Золушка Рапунцель
Три богатыря Железный человек
Карлсон Элвин и бурундуки
Снежная Королева Бэтмен
Дим Димыч Смурфики
Фиксики Губка Боб
Лунтик Турбо
Смешарики
Сивка – Бурка
Крокодил Гена
Чебурашка
Кот Леопольд
Герои Простоквашино
Герои мультфильмов по русским народным сказкам
Как видно, героев современных русских и советских фильмов гораздо больше. Почему же? Герои добрые, воспитанные, красивые, не похожи друг на друга, сердца героев добрые и открытые. Сюжеты понятны, рисунки красочные и яркие, редко повторяются. После просмотра этих мультфильмов хочется задуматься о поступках героев, об их отношениях друг с другом. Многие мультфильмы поучают, развивают.
Какую же пользу могут принести мультфильмы? Вот какие ответы дали наши ребята – учат добру, трудолюбию, дружбе, взаимоуважению, воспитывают уважение к старшим, помогают определить, где добро и где зло, развивают и воспитывают, показывают хорошие поступки, да и просто веселят. Родители добавили – учат уму-разуму, жизни, поднимают настроение, снимают усталость и просто успокаивают нервы.
Не забыли мы спросить и о том, а какой же вред могут нести мультфильмы? Первая причина, которую озвучили ребята – вред глазам от частого и долгого просмотра телевизора. Помимо этого, современные мультфильмы, в основном иностранного происхождения, показывают агрессию героев по отношению к окружающим, насилие и жестокость, нередки и грубые, а иногда и непристойные слова, неуважение к старшим, безнаказанное баловство. Взрослые добавили, что сюжеты не предназначены для детей, в некоторых нет никакого смысла, а герои порой некрасивые и даже страшные.
Подытожив все это, ребята сделали вывод, что все же в мультфильмах больше хорошего (45 человек), чем плохого (5 человек). Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и мы можем с уверенностью сказать, что мультфильмы занимают огромное место в жизни детей, их воспитании и вносят много положительного в развитие подростков, а значит просмотр мультфильмов, особенно современных российских и советских мультфильмов, а так же киностудии «Уолта Диснея» полезны для просмотра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультики, сказки, сказочные персонажи сопровождают нас повсюду с самого раннего детства. Ни одно мероприятие в детском саду или в начальных классах не обходится без милых Незнайки, Буратино, Белоснежки, а теперь и Лунтика, героев Шрека и Мадагаскара. С малых лет мы учимся и воспитываемся с помощью любимых сказочных героев, без которых порой и задачку решать не хочется, и на новогоднем представлении без сказки скучно.
Маленькие дети обожают сказки перед сном, ведь в них столько удивительного и волшебного. А если ещё и эти чудеса оживают на экранах телевизоров!!! Многих героев мультфильмов можно полноправно считать помощниками – воспитателями детей, потому, что:
1. Мультики яркие, сюжетные, что позволяет развивать внимание, память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее, ребенок подключает эти функции. 2. Большинство мультфильмов создано на основе традиций сказок или классической литературы. Сказка, по своей природе, метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы.
3. Герои большинства мультиков говорят чётким русским языком (и в переводе тоже), и поют хорошие песни.
4. Мультфильмы, в большинстве своём, учат осмысливать происходящее, заставляют переживать.
Использование мультфильмов помогут взрослым решить многие задачи воспитания:
Привить нам, детям, любовь к животным, умение дружить
Мы дети – будущее нашей страны и мы должны готовиться к этому с детства. А будущее каждого ребенка зависит от того, в каком окружении мы живем, с кем общаемся и даже от того, что мы видим на экранах телевизоров.
В жизни нас ждет много славных дел. Но, прежде всего, мы должны вырасти добрыми людьми, отзывчивыми, смелыми и вежливыми. Давайте же больше жизни будем улыбаться и дарить улыбку всем. Ребята, давайте жить дружно!
Мультфильмы являются очень важной частью в развитии и понимании окружающего мира ребенком, а наши родители должны помогать разобраться, где «хороший» мультик, а где «плохой». А так же контролировать время просмотров любимых мультфильмов. Не нужно смотреть все подряд, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые помогают нам выбрать для просмотра хорошие передачи или мультфильмы.
А лучше всего побольше гулять и играть с друзьями.
И самое главное!
Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела, уделите нам побольше внимания!