Исследовательский проект "Любовь к музыке - самое прекрасное чувство на земле".
Исследовательский проект "Любовь к музыке - самое прекрасное чувство на земле".
~~В данном проекте собрана и проанализирована информация по заданной теме. Рассмотрено влияние разной музыки на настроение человека. Проведено тестирование и сравнительная диагностика оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений. Предложены рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства. Исследовалась связь между звуками и способностями личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Любовь к музыке - самое прекрасное чувство на земле". »
Введение.
Что такое любовь? Любовь – это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдание, это дар свыше, это сама жизнь. Это самое главное чувство на земле, во всей Вселенной.
Любовь бывает разная: любовь к Родине, любовь к семье, любовь друзьям, любовь к богу, любовь к природе, любовь к музыке…
Музыка. Любовь к музыке. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль. С давних пор люди заметили влияние музыки на человека. Кто может ответить на вопрос, почему, когда мы слушаем ту или иную мелодию, на глаза набегают слезы, или вдруг сердце переполнит огромное чувство, все вокруг становится радостным и солнечным, хочется сказать: «Люди, я вас люблю!»?
Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка и любовь к музыке существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека. Музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и духовный мир человека.
В начале исследования мне было интересно узнать – какую музыку любят мои одноклассники и преподаватели нашей школы, что они знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна и как на них влияет.
Гипотеза: действительно ли любовь к музыке влияет на жизнь человека, его душевное состояние, здоровье?
Исходя из этих данных, я определила цель моей работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.
3. Проследить влияние разной музыки на настроение человека.
4. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
5. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.
6. Установить связь между звуками и способностями личности.
7. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос, метод математической статистики.
Практическая значимость.
Мои одноклассники не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.
Какую же музыку предпочитают современные дети? С самых ранних лет я занимаюсь вокалом. Я очень люблю музыку. Она помогает мне открывать различные стороны моей души, дает возможность реализовать себя. У нас дома часто звучит классическая музыка, мне она очень нравится, но сейчас многие подростки предпочитают классическим произведениям современные жанры музыки, ведь они растут и развиваются в современном мире. Я - ребёнок нового поколения, именно поэтому меня затронула эта тема.
Я решила узнать, а какую музыку слушают дети в моём классе. Я предложила ребятам ответить на вопрос: Какую музыку вы слушаете? Было четыре варианта: классика, народная музыка, поп музыка и клубная электронная музыка. Вот, что получилось:
Чел.
8%
11%
60%
21%
Большинство ребят предпочитают слушать электронную музыку. Отсюда можно сделать вывод: дети предпочитают классике более агрессивные направления музыки. Я думаю, что это от того, что мы сейчас живём в современном мире.
В настоящее время тяжёлая электронная музыка получила широкое развитие. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах постоянно. За увлечение такой музыкой мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Мне стало интересно, какую же музыку предпочитают учителя нашей школы. Результаты своего опроса я обозначила в виде диаграммы:
5%
20%
Чел.
45%
Вывод: учителя школы № 85 предпочитают классическую и народную музыку.
В сети Интернет я нашла интересные сведения об исследованиях, посвященных свойствам воды, озвученной музыкой.
Эти исследования были проведены японским исследователем, доктором Масару Эмото. Доктор Эмото провел исследования, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при температуре - 5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их.
Наиболее рельефно изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики (Рис 1, 2)
Рис. 1 Кристаллы, замороженные после прослушивания "Пасторали" Бетховена.
Рис. 2 Кристаллы, замороженные после прослушивания «Лебединого озера» П.И.Чайковского
И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла» (Рис. 3) .
Так как человек на 70—80 % состоит из воды, каждому из нас необходимо задуматься, как влияет прослушиваемая нами музыка на наш организм
Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена.
Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.
В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет, по моим наблюдениям, ежедневно интересуются более 2000 человек.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (звучит запись колокольного звона).
В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно - пения птиц ( звучит запись пения птиц).
Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.
Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов (звучание инструмента), флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи (звучание инструмента), а труба эффективна при радикулитах и невритах (звучание инструмента).
Мои знакомые, которые бывали в Китае, рассказывали мне, что здесь можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
А почему человек слышит звук? Ответить на этот вопрос не смогли больше половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже? Почему у одного музыкальный слух, а у другого нет?
Звук это упругие волны или колебания молекул воздуха. Если человек плохо слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. А ведь это не так. Человек слышит не ухом, а мозгом.
Звуковая волна (или по- другому вибрация молекул воздуха ) через ушную раковину, приводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный механизм передаёт колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь передают нервные сигналы непосредственно в мозг.
Поэтому звук влияет на наше восприятие.
Посмотрите на этих страшных акул. Волосы дыбом. А если добавлена тревожная музыка, то становится ещё страшнее.
Из примера стало понятно, что звук меняет представление о том или ином предмете. И основную обработку звука производит мозг, а не ухо. Для человека ухо только передает информацию о звуке для мозга.
Для того чтобы выяснить как музыка влияет на организм, я провела исследование. Для этого я прослушала несколько видов музыки: джаз, рэп, тяжёлый рок, классическую музыку, спокойную фоновую музыку.
Пронаблюдав, можно заметить, что когда слушаешь музыку в стиле рэп, джаз повышается активность, улучшается настроение и эта музыка тебя бодрит.
При прослушивании классической музыки повышается концентрация, уходит напряжение.
Спокойная фоновая музыка усилила состояние расслабленности.
При прослушивании рок-музыки стимулируется активное движение, но при долгом прослушивании эта музыка вызывает диссонанс и вызывает агрессивность.
Американским учёным Дэвидом Элкарном было доказано, что звучание тяжёлого рока большой громкости способствует сворачиванию белка. Тяжёлый рок приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.
Эффект Моцарта
Очень много говорят о благотворном влиянии на нас музыки Моцарта. Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав его произведения люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "Эффект Моцарта".
Мне тоже захотелось это проверить. Мы в классе решили написать два теста с примерно одинаковыми заданиями. Первый тест мы написали как обычно на уроке, а вот второй писали под тихую музыку Моцарта «Маленькая ночная серенада».
5 чел
11чел
4 чел
7 чел
14 чел
10 чел
Чел.
Результаты второго теста оказались на 30 процентов лучше, чем первого. Всем детям очень понравился этот эксперимент.
Следует вывод: музыка Моцарта действительно влияет на умственные способности человека, и поэтому никому бы не помешало хоть иногда слушать классику.
В своей работе я хочу поделиться с очень интересными и необычными для меня открытиями – о связи музыки и математики. Математика и музыка – два совсем разных школьных предмета. Но оказывается, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.
Первым исследователем музыки был, кто бы вы думали?..Пифагор!
Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что любовь к музыке очищает души и врачует тела.
Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой.
Вот и я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождения 10 учащихся 4 «В» класса, класса в котором я обучаюсь. Как известно дата – набор цифр. Мы переложим даты на ноты.
Если сыграть все ноты вместе, то у каждого из ребят получится аккорд.
Были аккорды звучащие гармонично (в музыке гармоническое звучание тонов называется консонансом) и аккорды, звучащие резко (диссонанс).
На рисунке, где под аккордом стоит знак «-», аккорд звучал негармонично, а значит, звучит диссонанс. А если мелодично, то знак «+» - это консонанс.
Каждой ноте мы присвоили номер ступени (До – 0, ре – 1. ми – 2, фа – 3, соль – 4, ля – 5, си – 6. до – 7, ре – 8, ми – 9).
После того, как мы переложили даты рождения на аккорды, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека.
Методом опроса я выяснила, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, 10 учащихся моего класса, по звучанию разделились на две группы
I группа (дети, у которых аккорды благозвучные):
Барышев Артем (22.07.2003 г.) – занимается в музыкальной школе;
Дьячкова Полина (27.10.2003 г.) – занимается вокалом;
Керсман Ангелина (07.01.2003 г.) – занимается в музыкальной школе;
Никитин Иван (17.01.2004 г.) – не занимается в кружках;
Плеханова Полина (02.02.2004 г.) – занимается вокалом.
II группа (дети, у которых аккорды не звучат):
Булгару Валентина (15.04.2003 г.) – не занимается в кружках;
Турченко Артем (23.05.2003 г.) – занимается легкой атлетикой;
Хакимов Артур (17.07.2003 г.) – не занимается в кружках;
Баранов Владимир (06.04.2004 г.) – занимается легкой атлетикой;
Ведина Ангелина (17.12.2003 г.) – не занимается в кружках.
В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство детей с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в музыкальной школе или вокалом.
Во второй группе, где аккорды звучали «резко», некоторые дети занимаются легкой атлетикой.
Следует отметить, что в двух группах оказались те, кто по тем или иным причинам ничем не увлекается и не занимается в каких либо секциях.
Предполагаю, что возможно, они имеют эти склонности, но еще не реализовали их.
То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в моем исследовании.
Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяет определенный тип особенностей человека, необходимо большее количество исследуемых. Если при более глубоком и многочисленном исследовании, моё предположение будет доказано, то это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности.
Заключение.
Проводя исследования, я еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что любовь к музыке помогает мне меняться, развиваться духовно. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили.
А это значит, что цель нашей работы достигнута.
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
И в этом музыки секрет,
Что каждый, несмотря на внешность,
Возраст, кожи цвет,
Находит в ней ту грань, те чувства,
И ту, свою, особую любовь к искусству.
Жизнь - как фортепиано. Белые клавиши - это любовь и счастье, черные - горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии
(www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile)
2. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»; статьи из журналов: "Чудеса и приключения" 1/96, "Будь здоров" 1/95, "Семейный доктор" 6/96, "Целительные силы" 1/96. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000.
3. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988.
Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996.
4. Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного»http://turlo.narod.ru/texts/text_10_cont.html
5. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/17-03-2003/34059-water-1/
6. О.Н.Макеева Научно-исследовательская работа по теме: «Математическое представление музыки».
7.Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.