kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Кристаллы вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое кристаллы?

В земле иногда находят камни такой формы, как будто их кто-то тщательно выпиливал, шлифовал, полировал. Это многогранники с плоскими гранями, с прямыми ребрами. Правильные и совершенные формы этих камней, безукоризненная гладкость их граней поражают нас. Трудно поверить, что такие идеальные многогранники образовались сами, без помощи человека. Вот эти-то камни с природной, т.е. не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Кристаллы вокруг нас" »




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 50 города Ульяновска









«Кристаллы вокруг нас…».

(краеведческое направление)












Работу выполнила:

Филиппова Анна Артёмовна

ученица 4 класса Б





Руководитель работы:

Володина Александра

Анатольевна

учитель начальных классов








2014г.



Содержание


стр.

1. Введение

3

2. Знакомство с кристаллами.

5

2.1. Понятие кристаллов

5

2.2. Природные кристаллы

7

2.3. Искусственные кристаллы

8

3. Экспериментальная часть

3.1. Как кристаллы растут из соли

9

9

4. Заключение

10

5. Список литературы

11

6. Приложение




































1. Введение

Кристаллы встречаются нам повсюду. Об этом я задумалась летом 2014 года, когда отдыхала с родителями в Абхазии. Мы пошли на экскурсию в пещеру. Я не ожидала, что увижу столько интересного и нового. Но самое удивительное, что я запомнила – это кристаллы. Они были разного цвета, обладали разными формами. И я стала размышлять: «Что такое кристаллы?», «Какими они бывают?».

После беседы с родителями, поиска информации в библиотеке, в интернете я узнала, что:

- мы ходим по кристаллам,

- строим из кристаллов различные сооружения,

- обрабатываем кристаллы на заводах,

- создаем приборы и изделия из кристаллов,

- находим кристаллы в живых организмах,

- выращиваем кристаллы в лабораториях и заводских установках, а также в домашних условиях.


Актуальность работы заключается в том, что необходимо научиться находить интересное и необычное рядом, следует изучать природу, «общаться с окружающим миром» и расширять свой кругозор. Тогда такое простое понятие, как «соль» станет целым открытием и каждый сможет стать исследователем!


Объект исследования – кристаллы.

Предмет исследования – способы выращивания кристаллов в домашних условиях.

Цель работы: изучить разнообразие кристаллов как природных, так и созданных руками человека, вырастить кристалл соли в домашних условиях.

Задачи:

- узнать о природе кристаллов;

- выявить значение кристаллов в жизни людей;

- провести экспериментальное наблюдение за процессом роста кристаллов в домашних условиях.


Гипотеза: мы предположили, что кристаллы могут образоваться при создании определённых условий. Значит, если изменить условия и растворить разные вещества, то можно получить кристаллы различной формы и окраски даже в домашней лаборатории.


Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях внеурочной деятельности.


Методы исследования: беседа, обзор литературных источников и интернет ресурсов, анализ, сравнение, эксперимент.

Ищи интересное вокруг и тогда природа покажет много чудес.



























2. Знакомство с кристаллами.

2.1. Понятие кристаллов.

Что же такое кристаллы?

В земле иногда находят камни такой формы, как будто их кто-то тщательно выпиливал, шлифовал, полировал. Это многогранники с плоскими гранями, с прямыми ребрами. Правильные и совершенные формы этих камней, безукоризненная гладкость их граней поражают нас. Трудно поверить, что такие идеальные многогранники образовались сами, без помощи человека. Вот эти-то камни с природной, т.е. не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально — лёд, в дальнейшем — горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку. Кристаллы — это твёрдые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правильных симметричных многогранников, основанную на их внутренней структуре, то есть на одном из нескольких определённых регулярных расположений составляющих вещество частиц (атомов, молекул, ионов). Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны и описаны ещё несколько тысячелетий назад. Кристаллом (от греч. krystallos – «прозрачный лед») вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь), встречавшийся в Альпах.

Горный хрусталь принимали за лед, затвердевший от холода до такой степени, что он уже не плавится. Первоначально главную особенность кристалла видели в его прозрачности, и это слово употребляли в применении ко всем прозрачным природным твердым телам. Позднее стали изготавливать стекло, не уступавшее в блеске и прозрачности природным веществам. Предметы из такого стекла тоже называли «кристальными».

Удивительной особенностью горного хрусталя и многих других прозрачных минералов являются их гладкие плоские грани. В конце 17 века было подмечено, что имеется определенная симметрия в их расположении. Было установлено также, что некоторые непрозрачные минералы также имеют естественную правильную огранку и что форма огранки характерна для того или иного минерала. Возникла догадка, что форма может быть связана с внутренним строением. Поэтому, кристаллами стали называть все твердые вещества, имеющие природную плоскую огранку.































2.2. Природные кристаллы

Кристаллы, залегающие в земле, бесконечно разнообразны. Размеры природных многогранников достигают подчас человеческого роста и более. Встречаются кристаллы-лепестки тоньше бумаги и кристаллы – пласты в несколько метров толщиной. Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые, как иголки, и бывают громадные, как колонны. Примеры некоторых из природных кристаллов представлены на рисунке 1 .

С самых ранних времен человеческой культуры люди ценили красоту драгоценных камней. Алмаз, рубин, сапфир и изумруд – самые дорогие и излюбленные камни. За ними следуют александрит, топаз, шпинель, горный хрусталь, аметист, гранат, аквамарин, хризолит.

Драгоценным камням издавна приписывали целебные и разные сверхъестественные свойства, связывая с ними многочисленные легенды. Драгоценные камни служили мерой богатств князей и императоров. Самые большие в мире алмазы известны каждый под своим названием, например, «Орлов», «Шах», «Кохинор», «Африканская звезда», «Регент».

В числе сокровищ Алмазного фонда России хранится один из величайших и красивейших в мире алмазов «Шах». На полированной поверхности этого чудесного камня замысловатой персидской вязью выгравированы имена его владельцев, начиная с 1591 года (см. рисунок 2). Алмаз был прислан персидским шахом русскому царю Николаю I в качестве выкупа за убийство русского посла Александра Сергеевича Грибоедова, автора гениальной комедии «Горе от ума».

В морозное весеннее или осеннее утро, когда солнце еще не успело уничтожить следы ночных заморозков, деревья и кусты покрыты инеем. На ветках повисли капли льда. Вглядитесь: внутри ледяных капель видны пучки тонких шестигранных иголочек – кристалликов льда.

На снежинках легче всего убедиться в том, что форма кристаллов правильна и симметрична (см. рисунок 3). Бесконечно разнообразны формы снежинок.


2.3. Искусственные кристаллы

Зачем же создают еще и искусственные кристаллы, если и так почти все твердые тела вокруг нас имеют кристаллическое строение?

Прежде всего затем, что природные кристаллы не всегда достаточно крупны, часто они неоднородны, в них имеются нежелательные примеси. При искусственном выращивании можно получить кристаллы крупнее и чище, чем в природе.

Есть и такие кристаллы, которые в природе редки и ценятся дорого, а в технике очень нужны. Поэтому разработаны лабораторные и заводские методы выращивания кристаллов алмаза, кварца, корунда. В лабораториях выращивают большие кристаллы, необходимые для техники и науки, искусственные драгоценные камни, кристаллические материалы для точных приборов; там создают и те кристаллы, которые изучают кристаллографы, физики, химики, металловеды, минералоги, открывая в них новые замечательные явления и свойства. А самое главное – искусственно выращивая кристаллы, создают вещества, каких вообще нет в природе, с уникальными свойствами.
















3. Экспериментальная часть.

3.1.Как кристаллы растут из соли.

Природные кристаллы не всегда достаточно крупны, часто они неоднородны, в них имеются нежелательные примеси. При искусственном выращивании можно получить кристаллы крупнее, однороднее и чище, чем встречаются в природе.

Очень красиво выглядят "домашние" кристаллы медного купороса ярко-синего цвета и хромокалиевых квасцов (фиолетовые), хороши и бесцветные кубики поваренной соли.

Свой эксперимент я начала с выращивания кристаллов из поваренной соли. Данное исследование является моим первым опытом в области выращивания кристаллов.

Опыт «Выращивание кристалла поваренной соли»

Этапы моей работы:

1. Приготовила нитки, соль, банку.

2.Развела раствор поваренной соли следующим образом: налила воды в банку и поставила его в кастрюлю с тёплой водой.

3. Насыпала пищевую соль в банку, помешала до полного растворения. 4.Добавляла и перемешивала соль ещё несколько раз до тех пор, пока соль уже не перестала растворяться и начала оседать на дно банки. Я получила насыщенный раствор соли.

5.Перелила его, избавившись при этом от лишней соли на дне.

6.Опустила в банку нитки, закрепила их так, чтобы один конец был в банке с раствором, а другой конец был с внешней стороны.

В результате этого опыта кристалл начал расти на нити, находящейся с внешней стороны, У меня получилась красивая кристаллическая нить из мелких кристалликов, похожая на украшение (см. рисунок 4). Каждую неделю кристалл увеличивался и рос. Я извлекла кристалл, покрыла его лаком. Но он со временем стал крошиться. Сделать из него украшение не получилось. Я раскрасила его ярким лаком и подарила маме, как сувенир.



Заключение

Я убедилась, что процесс выращивания кристаллов в домашних условиях это очень интересное и увлекательное занятие, которое раскрывает тайны природы, погружает в мир открытий. Данная работа сделала меня более наблюдательной, внимательной, расширила мой кругозор, помогла стать исследователем. Мне было интересно познавать мир кристаллов.

В ходе работы я познакомилась с историей возникновения кристалла; выяснила практическое значение кристалла и определила условия выращивания кристаллов соли в домашних условиях.

Выращенные мной кристаллы соли получились красивыми, разными, но оказались не практичными. На них можно смотреть и любоваться, но использовать их в жизни трудно, т.к. кристалл соли – хрупкий.

В следующем эксперименте я планирую вырастить новые кристаллы разных цветов другими способами;

Закончить свою исследовательскую работу хочу строками своего стихотворения:

«Кристаллы – волшебное слово

Великое чудо чудес,

Никто не расскажет откуда

Они появились на свет.

Но можно самим попытаться

На миг археологом стать

И в капельке соли обычной

Великий кристалл отыскать!»







Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Всё обо всём / Пер. с англ. - М.: Махаон — 160 с

  2. Энциклопедический словарь / Пер. с Англ. М.: Ридерз Дайджест -368 с.

  3. Энциклопедия для детей т.4 М. Аванта . 1995 г

  4. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Как вырастить кристалл // Занимательная химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kristallikov.net/page6.html

  5. Жидкие кристаллы // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

  6. История кристалла // Кристаллы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kristal.21428s12.edusite.ru/p2aa1.html 

  7. Кристаллы // "Рисуя Минералы..." [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/pochemu-rastet-kristall - #http://mindraw.web.ru/cristall1.htm






















Приложение


Рисунок 1.

Алмаз


Рубин

Сапфир

Изумруд





Александрит


Топаз





Шпинель

Горный хрусталь

Аметист

Гранат

Аквамарин


Хризолит




Рисунок 2.

Алмаз «ШАХ»


























Рисунок 3.

Снежинки









Рисунок 4.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Кристаллы вокруг нас"

Автор: Володина Александра Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Исследовательская работа "Выращивание кристаллов в домашних условиях""
    ["seo_title"] => string(71) "issliedovatielskaiarabotavyrashchivaniiekristallovvdomashnikhusloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "340164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471766075"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Открытый урок - практикум "Симметрия вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi-urok-praktikum-simmietriia-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "109380"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404456046"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Проект " Симметрия вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(31) "proiekt-simmietriia-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "219229"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434054430"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Исследовательский проект по теме "Кристаллы" "
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatiel-skii-proiekt-po-tiemie-kristally"
    ["file_id"] => string(6) "122466"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414253338"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Иcследовательская работа  на тему "Удивительные кристаллы" (Назаров Дмитрий) "
    ["seo_title"] => string(77) "icsliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-udivitiel-nyie-kristally-nazarov-dmitrii"
    ["file_id"] => string(6) "128299"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415467025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства