Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние различных способов посадки картофеля на рост и урожайность»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Паустовская основная общеобразовательная школа»
Вязниковского района Владимирской области
Учебно-исследовательская работа
на районный конкурс юных исследователей
окружающей среды
по теме:
«Влияние различных способов посадки картофеля на рост и урожайность»
Автор : Ломов Дмитрий,
4 класс
Руководитель работы:
Ситкова Светлана Александровна
д. Паустово
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
I .Введение ………………………………………………………3-4
II. Обзор литературы
II .1 История происхождения картофеля………………………….5
III. Методика исследования
III.1.Анкетирование………………………………………………….6
III.2 .Описание опыта………………………………………………7-8
IV. Результаты исследования
IV. 1. Дневник наблюдений……………………………………………8
V.Выводы и рекомендации……………………………………… ……9
VI. Список использованной литературы………………………….10
VII. Приложения……………………………………………………11-16
I. Введение
С раннего детства мы знакомимся с тайнами природы, видим интересное в жизни растений и животных, учимся наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветов, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Я познаю мир через наблюдение. На полях, огородах и садах весной сажают и сеют. Я вместе с родителями тоже участвую в посадке картофеля.
Картофель - одна из основных культур на участке. Это многолетнее травянистое растение. Размножается клубнями или их частями, ростками, отводками. У нас его используют как однолетнее растение, размножают клубнями. В зависимости от сорта на клубне расположено от 4-5 до 10-15 глазков. Клубни бывают округлыми, округло-овальными, удлиненно-овальными и длинными. В процессе роста и развития растения картофеля выделяют следующие фазы: всходы, бутонизация, цветение и отмирание ботвы. Картофель малоустойчив к заморозкам. При температуре -2 С наступает гибель всходов.
Каждую весну на участке около дома мы с родителями высаживаем картофель. Иногда посадочного материала может не хватать, в связи с этим у меня возник вопрос: можно ли наряду с традиционным способом размножения целыми клубнями использовать другие способы, например, половинками картофелин или ростками.
В своей работе я попытался определить, как влияет способ размножения картофеля на его урожай.
Для этого я разделил свой участок на три равных части и поровну посадил картофель: целыми клубнями, половинками клубней и ростками (глазками) и наблюдал в течение 85 дней за ростом и развитием картофеля.
Цель работы:
узнать, как влияют на рост и урожайность картофеля разные способы размножения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Изучить литературы по выращиванию картофеля;
Посадить картофель в оптимальные сроки для нашей зоны тремя разными способами;
Провести наблюдение за ростом и развитием картофеля.
Выяснить, какой способ выращивания картофеля дает лучшую урожайность.
Предмет исследования:
Целые клубни картофеля,
Половинки клубней;
глазки (ростки).
Объект исследования: влияние способов посадки на урожай картофеля.
Гипотеза: Картофель, посаженный глазками и клубнями, даст больший урожай.
Сроки проведения исследования: май- сентябрь 2014 года
Место проведения исследования : собственный дачный участок
Я считаю, что моя работа актуальна, результаты моего опыта в дальнейшем можно использовать в практической деятельности при выращивании картофеля на собственных участках.
II. Обзор литературы
II. 1 История происхождения картофеля
Впервые картофель был обнаружен в Южной Америке. Этот древний картофель был мелким и горьким на вкус. Индейцы научились избавляться от этой горечи: промерзшие за ночь клубни высушивали на жарком дневном солнце. Сушеный картофель же мог храниться годами. В Европу его привез Френсис Дрейк – флотоводец и пират. Позже, через Испанию, Италию, кстати, за сходство с трюфелями там им дали название «тартуфель», а в Пруссии стал «тартофелем», затем превратился в «картофель».
Позже через Францию, Голландию Петр 1 привез один мешок картофеля в Россию. Первое время картофель в России, как, впрочем, и в Европе, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром.
Но только в 18 столетии в России начали выращивать картофель. Но в России были даже «картофельные бунты»- массовые выступления крестьян, которых заставляли сажать картофель. Постепенно русские люди больше узнавали о пользе картофеля. С развитием капитализма производство картофеля в России из года в год увеличивалось. Вначале картофель использовали только в пищу, позже его стали применять для кормления домашнего скота, а еще позже он стал основным сырьем для переработки на крахмал, патоку и спирт.
Таким образом, наша страна стала «второй родиной» картофеля, и сейчас уже нет другого более любимого «русского» овоща, чем картофель.
III. Методика исследования
В своей работе я применял следующие методы исследования:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Описание
4. Сравнение
III. 1. Анкетирование
С целью изучения вопроса о том, как учащиеся нашей школы принимают участие в посадке картофеля, уходе за ним и его употреблении я провел анкетирование среди учеников 7-9 классов, задавая ряд вопросов:
1.
Сажаете ли вы дома картофель?
Да -11 чел.
Нет- 1 чел
2.
Сколько сажаете?
Не менее 2 мешков - 8
Не менее 3 мешков – 3 чел
3
Участвуете ли вы в прополке , окучивании и уборке картофеля
Да- 9 чел
Нет – 2 чел
3.
Сколько раз в день употребляете картофель в пищу (в супе, пюре, рагу).
1 раз – 3 чел
2 раза – 9 чел
4.
Любите ли вы картофель?
Да – 12 чел
Нет- 0 чел.
Таким образом, данные опроса показали, что большинство учащихся принимают участие в посадке картофеля и уходе за ним, а также можно отметить, что в рационе питания картофель занимает одно из ведущих мест.
III. 2. Описание опыта
Для проведения опыта я выбрал сорт картофеля Редскарлет. Эторанний, высокоурожайный сорт. Клубни – красные, мякоть светло-жёлтая, вкусовые качества отличные. Лежкость хорошая.
Я подготовил для посадки 3 образца:
- первый образец – целые клубни среднего размера;
- второй образец - разрезанные на 2 половинки клубни среднего размера с 3-4 глазками;
- третий образец - срезанные с клубней глазки (ростки) размером 4-6 см.
28 мая 2014 года я на участке 6,5м*2,4м выкопал лунки, положил туда золы, полил водой и высадил девять рядов картофеля, из них три ряда клубнями, три ряда разрезанными на две половинки клубнями и три ряда ростками (приложение №1,2.) Для посадки использовал лунки глубиной 8 см, расстояние между рядами — 60 см. Все образцы я равномерно полил водой. Минеральных удобрений я не вносил. (Приложение №3,4,5,)
12 июня 2014 года первымвзошел образец №1, где картофель был посажен клубнями с глазками . Зелень картофеля появилась быстро и дружно .(Приложение №6)
17 июня2014 года взошел образец № 2 .
20 июня взошел образец №3
После всходов каждого образца я использовал одинаковые агротехнические приемы: поливал, пропалывал, рыхлил и окучивал (Приложение № 7,8 )
30 июня я измерил ботву картофеля. Картофель, посаженный клубнями, имел размеры 26см - 35см; картофель, посаженный вторым способом 30 см-32см; картофель, посаженный третьим способом, достиг размеров 18-22 см. (Приложение № 9)
30 июля я повторно измерил ботву картофеля. Образец первого вида развивается быстрее всех. Ботва мощная, высокая, до 42 см.
Немного меньше ботва у картофеля, посаженного вторым способом ( 39 см). Образец №3 развивается медленнее (27 см). (Приложение № 9 )
В жаркую солнечную погоду организовывал дополнительный полив ( примерно один раз в две недели)
10 сентября2014 года был произведен сбор урожая картофеля. Сначала я выкопал образец №1 (картофель, посаженный целыми клубнями ) и получил с трёх рядов 17,5кг.
Затем был собран урожай с образца №2 (половинки клубней) и получил 17 кг.
Далее выкопал образец №3 ( картофель ростками) общей массой 13.5 кг. (приложение №10, 11 )
Собранный картофель очень плотный, без болезней.
IV. Результаты исследования
Результаты исследования занесены мною в дневник наблюдений.
Таблица 1.
Дата
Ход работы
28 мая 2014 г
Посадка картофеля
12 июня 2014 г
Начал всходить образец №1
17 июня 2014 г
Всход образца №2
20 июня 2014 г
Всход образца №3
С 12 июня по 20 июня 2014 г
Поливка, прополка, , рыхление и окучивание картофеля каждого образца
30 июня 2014 г
Измерение ботвы (первый раз) на образцах всех видов
30 июля 2014 г
Измерение ботвы (второй раз) на образцах всех видов
Развивается быстрее всех, ботва мощная, высокая ( до 35 см)
17, 5 кг
№ 2
28 мая 2014 г
17 июня 2014 г
Ботва немного меньше (до 32 см)
17 кг
№ 3
28 мая 2014 г
20 июня 2014 г
Развивается медленнее, размер ботвы до 22 см
13,5 кг
V . Выводы и рекомендации.
Выводы:
Больше всех собрано урожая с картофеля, посаженного целыми клубнями и глазками. Он взошел раньше вех и развивался быстрее. Моя гипотеза подтвердилась, так как в клубнях сохраняется больше запасных веществ и кожура защищает от неблагоприятных условий.
Также хороший урожай был собран с картофеля, посаженного половинками клубней и глазками.
Следовательно, если семенного и посадочного картофеля недостаточно, можно использовать альтернативный способ посадки картофеля – посадка разрезанными клубнями или ростками.
Рекомендации:
Результаты проведенного мною опыта заинтересовали моих друзей и соседей, которые решили использовать его при посадке картофеля на своих участках.
Я доволен проведенными наблюдениями и на будущее лето продолжу свой опыт по выращиванию картофеля.
VI. Список использованной литературы
1.Белика В.Ф. «Ваш огород». М. 1955.
2.Дорожкин Н.А., Валуев В.В. «Прогрессивная технология» возделывания картофеля» М. 1976
3.А.Игнатьева Картофель и его применение. .Чув.кн.изд.Чебоксары.1989.
4.С.Н.Карманов Картофель., Библиотечка овощевода-любителя, Москва, Росагропромиздат,1991.
5.Назаренко Н.Ф., Аферина А.Е. и др. «Возделывание, уборка и хранение картофеля». Новосибирск 1976.
6. Интернет- ресурсы
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.Приготовление почвы для посадки картофеля.