Исследовательская работа по теме "Польза заучивания стихотворения для ребенка"
Исследовательская работа по теме "Польза заучивания стихотворения для ребенка"
В эпоху стремительного развития технологий, доступности всевозможных гаджетов и переизбытка игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако мир, который может открыть ребенку книга гораздо увлекательнее, ведь здесь включается детское воображение, которое безгранично. И особое место в этом мире занимает поэзия для детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Польза заучивания стихотворения для ребенка"»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45 города Тюмени
Школьная научно-практическая конференция
«Я исследую мир»
Исследовательская работа по теме
«Польза заучивания стихотворения для ребенка»
Секция: социально-гуманитарные науки
Автор:
Глотко Полина Денисовна,
обучающаяся 3 Ж класса.
Руководитель:
Мякишева Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Тюмень - 2023
Содержание
Информационная карта……………………………………………….3
Введение ……………………………………………………………….4
Теоретическая часть…………………………………………………..5
Анализ результатов анкетирования………………………………….7
Выводы………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………..10
Приложение…………………………………………………………..11
Информационная карта работы
Название работы
«Польза заучивания стихотворений для ребенка»
1. Разработчики работы
Глотко Полина Денисовна
Мякишева Ирина Алексеевна
2. Аннотация работы
основная идея работы посвящена изучению вопроса значимости приобщения ребенка с самого раннего возраста к поэтическим формам литературных произведений
4. Проблема
сложность обучения в начальной школе, связанная с неспособностью ребенка к запоминанию большого объема информации
6. Срок реализации работы
28.03.2023 - 14.04.2023
7. Цель проекта
доказать, что заучивание стихотворений в раннем детстве влияет на успешное обучение в начальной школе
8. Основные задачи работы (проекта)
изучить мнения экспертов о пользе заучивания стихотворений;
провести анкетирование среди учеников начальных классов;
проанализировать результаты и сделать выводы.
9. Целевая аудитория работы
дети дошкольного возраста и их родители, ученики начальных классов
Введение
В эпоху стремительного развития технологий, доступности всевозможных гаджетов и переизбытка игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако мир, который может открыть ребенку книга гораздо увлекательнее, ведь здесь включается детское воображение, которое безгранично. И особое место в этом мире занимает поэзия для детей.
С самого раннего детства мама мне читала стихи А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, З. Александровой, по многу раз повторяя наиболее нравящиеся мне. Когда мне было пять лет, и я не умела еще читать, я любила брать книгу К.Чуковского и, водя пальцем по строкам, вслух произносила выученные строки любимого мной «Чудо-дерева», представляя, что я «читаю». Учась в третьем классе на «отлично», я занимаюсь в кружках вокала, кройки и шитья, акробатики, современной хореографии, конного спорта и английского языка. Для меня нет проблем в совмещении различных занятий с основной школьной нагрузкой. Я знаю, что многие мои одноклассники также посещают различные кружки и при этом учатся в школе на высокие оценки. Ни для кого не секрет, что одним из важных качеств, помогающих успешной учёбе – это память. Если дети хорошо и быстро запоминают материал, то и учиться им легче. В связи с этим, мне показалось интересным узнать, влияют ли выученные в раннем детстве стишки, потешки и сказки в стихах на успешное обучение в дальнейшем.
Цель работы: доказать, что заучивание стихотворений в раннем детстве влияет на успешное обучение в начальной школе.
Задачи:
изучить мнения экспертов о пользе заучивания стихотворений;
провести анкетирование среди учеников начальных классов;
проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическая часть.
В работе я ознакомилась с мнениями учёных, педагогов и логопедов. Я установила, что заучивание стихотворений влияет на целостное развитие ребенка. В первую очередь, это развитие мозга. Ученые доказали, что заучивание стихов – это своеобразная, и очень интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание.
Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. При этом, в отличие от логических игр, развивающих в основном левое полушарие в случае состихами, гармонично развивается весь мозг: правое отвечает за ритм, а левое — за словесную составляющую. Также заучивание положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется. Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, вообще обладают высоким интеллектом.
Логопеды утверждают, что заучивание стихотворений дает пополнение словарного запаса, ведь даже самое простенькое детское стихотворение содержит множество слов, которые и взрослые нечасто употребляют в повседневной жизни. И сами речевые конструкции в поэтическом тексте гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. Ребёнок, многократно проговаривая стихотворение, активизирует целый пласт сложной лексики, его речь становится более богатой и сложноорганизованной. Развивается фонематический слух, важнейшие навыки текстового мышления. В стихах, особенно детских, очень много созвучий, которые великолепного развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат активно прислушиваться к звучащему слову, улавливать взаимосвязь между звуками.
По мнению преподавателей и воспитателейименно поэтическая часть творчества писателей обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Заучивание стихов - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические строфы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Заучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. Дети должны не только слушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».
Углубив свои теоретические знания о пользе заучивания стихов, я решила провести практическую часть исследовательской работы в виде анкетирования учеников начальных классов.
Нами была составлена анкета, состоящая из шести вопросов. В анкетировании приняли участие 62 ученика из второго и третьего класса средней школы №45 (Приложение 1).
Целью данного анкетирования было узнать, как влияет заучивание стихотворений в раннем дошкольном возрасте на успешное обучение и легкости в освоении школьной программы.
Анализ результатов анкетирования. Первый вопрос помог нам выяснить уровень успеваемости в школе. Анкета показала, что большинство учатся на твердые четверки и пятерки (что составляет 61 % детей), 23 % детей получают оценки «три» и «четыре», а круглых отличников - 16%. Второй вопрос – любимые уроки в школе. Учащиеся отдают предпочтение урокам физкультуры, ИЗО, технология. В меньшей степени увлекаются математикой, литературным чтением, а русский язык на последнем месте.
С помощью третьего вопроса мы определили, насколько легко дети учат стихотворения, когда им его задают на дом. 82% учат легко за один вечер, 16% просят помощи у родителей, учат два-три дня, а 2% учеников предпочитают не делать это домашнее задание.
Четвертый вопрос анкеты звучал так: «Любил ли ты учить стихотворения, когда был дошкольником в садике или с мамой?». Тут ответы распределились таким образом: 64% любили учить стихотворения и до сих пор помнят некоторые из них, 17% всегда не любили учить стихи, а 19% учеников вообще в детстве не читали стихи.
Пятый вопрос был направлен на выяснение способности детей самим с легкостью придумывать рифмы или четверостишья. Большинство детей (64%) легко придумывают рифмы, а остальные дети не умеют или им просто это неинтересно.
И, наконец, шестой вопрос был направлен на выявление любимых форм литературных произведений, в частности сказок.Здесь лидировал ответ: «Сказки в стихотворной форме» - 92%, а сказки в прозе набрали только 8% любителей.
Анализируя ответы учащихся, мы установили, что большая часть учеников, а именно 77% получают высокие оценки и примерно столько же (82%) детей легко учат стихотворения, когда их задают на дом.
Мы отметили, что ученикам в начальной школе больше нравятся предметы, связанные с физической активностью – физкультура и с выражением своих творческих способностей - ИЗО и технология.
Также мы увидели взаимосвязь между способностью детей самим придумывать рифмы или сочинять стихи (таких детей 64%) и тем, что они любили в детстве учить стихотворения (также 64%). Однако, к сожалению, мы также выяснили, что есть процент детей, которым в детстве не читали стихи, а также те, кто не любил учить стихотворения. Вполне возможно, что причина во взрослых - они не смогли увлечь маленького ребенка волшебным и весёлым миром поэзии.
Шестой вопрос анкеты помог нам выяснить, что абсолютное большинство детей любят слушать или читать сказки в стихотворной форме. При этом интересен факт, что в некоторых анкетах ученик отмечал, что не любит учить стихотворения или ему их учить сложно, но всё же сказки любит именно в стихах.
Выводы. Анализируя результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы: 1) ученики, которые легко выучивают заданные на дом стихотворения имеют высокую успеваемость в учебе (учатся на «отлично» или «хорошо»); 2) для детей начальной школы более интересны предметы, связанные с проявлением творчества, фантазии или изобретательности (ИЗО, технология) а это значит, что им близки образы и вымыслы, описываемые в стихах;
3) дети, которым с которыми в детстве разучивали стихотворения в садике или дома легко самим придумать рифму или четверостишья, что говорит об их сообразительности, остром уме и развитом воображении;
4) тем ученикам, которым в детстве не читали стихи, обычно требуется больше времени и помощь родителей в заучивании стихотворения, заданного в качестве домашнего задания, и они не проявляют интереса к сочинительству, 5) детскому слуху более интересна и приятна стихотворная форма сказок. Таким образом, в результате исследования наше предположение о том, что в развитии ребенка и его успешном обучении в школе роль заучивания стихотворений с самого раннего возраста чрезвычайно высока, подтвердилось.
Список литературы:
Жуковская Р.И. «Чтение стихотворений в детском саду». М.: «ЭКСМО», 2010, 132 с.
Ферару Г.А. «Нужно ли учить стихи с детьми», https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/12/13/konsultatsiya-dlya-roditeley-zauchivanie-stihov-s-detmi-dlya
Приложение 1.
Анкета для школьников начальных классов:
Успеваемость в школе:
а ) отличник/отличница
б) учусь на «4» и «5»
в) чаще получаю оценки «4» и «3»
Любимые предметы в школе:
Ответ:__________________________________
Когда задают выучить стихотворение, то я:
а) легко выучиваю за один вечер
б) прошу помощи у родителей, учу два-три дня
в) не люблю учить стихотворения, обычно не делаю это домашнее задание
4. Любил/а ли ты учить стихотворения, когда был/а дошкольником в садике или дома с мамой?
а) да, помню стихотворения А. Барто: «Уронили мишку на пол», «Я люблю свою лошадку» или свой вариант:_________________________________________________
б) нет, всегда не любил учить стихотворения
в) мне не читали в детстве стихи
5. Сочиняешь ли ты сам/а стихи?
а) да, могу легко придумать рифмы
б) нет, мне это неинтересно
6. Тебе интереснее читать:
а) сказки в стихотворной форме (например «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Мойдодыр» К. Чуковского и другие)
б) Сказки в прозе (например «Маленький Мук» В.Гауф, «Русалочка» Г.Х. Андерсон и другие)