Исследовательская работа: изучаем математику, через сказки.
Исследовательская работа: изучаем математику, через сказки.
Каждый человек с детства встречается со сказками. Мы приходим в школу и слушаем сказки на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. Но вдруг сказки стали бы встречаться на уроках математики.
А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков…
Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут!
Они не занимают много времени, но очень важны: поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, создает картинно-образный облик мира. В стихотворной форме учитель может сообщать о цели урока, давать формулы на запоминание, формулировать выводы. Зарифмованные строки лучше запоминаются, и в нужный момент правило или формула всплывут в памяти учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: изучаем математику, через сказки.»
Содержание
Введение …………………………………………….. 3 стр.
Основная часть………………………………………. 6 стр.
Заключение ………………………………………….. 9 стр.
Список литературы ………………………………… 10 стр.
Приложение …………………………………………. 11 стр.
Введение
Каждый человек с детства встречается со сказками. Мы приходим в школу и слушаем сказки на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. Но вдруг сказки стали бы встречаться на уроках математики.
А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков…
Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут!
Они не занимают много времени, но очень важны: поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, создает картинно-образный облик мира. В стихотворной форме учитель может сообщать о цели урока, давать формулы на запоминание, формулировать выводы. Зарифмованные строки лучше запоминаются, и в нужный момент правило или формула всплывут в памяти учеников.
Актуальность работы заключается в следующем: сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила.
Цель моей работы заключается в следующем:
Привести конкретные примеры взаимосвязи математики и сказок;
Доказать, что математика и сказки могут существовать вместе, не противореча друг другу;
Придумать математические сказки.
Гипотеза:
Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся логическое мышление.
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
Обработать и проанализировать литературу по выбранной теме.
Систематизировать обработанный материал.
Провести анкетирование учеников школы.
Провести сравнительный анализ.
Обработать результаты анализа.
Оформить работу.
Для достижения целей решались следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
проанализировать наличие чисел в сказках;
составить математические модели сказок;
обобщить полученные данные.
Предмет исследования: обобщение информации по теме: «Сказки в математике».
Объектом данной работы является литература и сайты интернета, посвященные различным подходам в математики, работы учащихся, которые проявили творческий подход к теме.
научные (биографический, статистическая обработка);
практические (практическая работа).
Практическая значимость: Можно использовать на уроках математики и во внеклассной работе для лучшего запоминания и усвоения математики.
Структура исследовательской работы включает в себя:
Шаг 1. Поиск нужной информации: книги, мультфильмы, интернет-статьи, работы других ребят.
Шаг 2. Знакомство и анализ собранного материала.
Шаг 3. Провести анализ среди учащихся и сделать вывод.
Шаг 4. Написание сказки учащимися, включая главные условия: зачин, основной сюжет с присутствием математических величин, понятий, свойств и концовка.
Основная часть
Теоретическая часть
Уже давно сложился стереотип, что математика – скучная сухая наука. Но, я так не считаю. Математика – настоящее волшебное царство… А цифры, числа, геометрические фигуры, если к ним присмотреться повнимательнее, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая тема преподносит нам такие интересные сюжеты, что самому ничего, и придумывать не нужно. Я решил оживить математику сказками. Математические сказки помогают поддержать интерес на уроке, развивают любознательность. Сказка позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления.
А что же такое сказка?
1. Что такое сказка?
В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Древняя Русь не знала слова «сказка». Вместо него служило слово «баснь». Баять – значит сказывать, рассказывать.
2. Какие бывают сказки?
Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует и другая классификация.
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".
3. Чем отличается математическая сказка?
А что же такое математическая сказка?
Героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. В содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.
А разве сейчас без Математики можем ли мы представить нашу жизнь? Просто мы накопили о ней слишком много «взрослых» знаний, которые не всегда мы способны усвоить. Но сегодняшние дети, как когда-то дети диких племен земли, нуждаются в простом, ясном осмыслении науки и проживании ее формул в своей повседневной жизни.
Практическая часть
Для начала нужно проанализировать материал, что бы ученики смогли составить сборник «Лучших математических сказок».
Потом провести анкетирование среди учеников класса и получить результаты.
По статистике ребятам нравятся сказки на уроках математики, на таких уроках не нужно решать, ты просто ненавязчиво запоминаешь новую тему.
Проведенные исследования показало бы, что «человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», как уверял С.В. Образцов. Мало просто вложить знания в душу ученика, их надо укрепить в ней, так чтобы знания остались на всю жизнь. Сказки в математике позволяют сделать это.
Я предложила каждому ученику нашего класса написать самому математическую сказку.
Когда ученики писали свои сказки, они применили свои знания, полученные на уроках математики. Когда учитель рассказывает какое-то правило еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается. В работу включалось не только логическое, но и творческое образное мышление. Можно убедиться, в том что с помощью сказок можно развивать логическое мышление, решая занимательные сказочные задачи.
Заключение
На основании всего изложенного в работе, я пришла к выводу, что нашёл подтверждение гипотезе, о том, что математические сказки способствует усвоению математических формул, правил и законов, и развивают у учащихся логическое мышление. Работа над проектом способствует развитию интереса к изучению математики, повышению информационной культуры, навыков исследовательской деятельности. Когда, ученики составляют сказки самостоятельно, нам приходится искать информацию у разных авторов о происхождение того или другого числа или знака. Так же придётся включить воображение, которое даст нам выдуманный мир. Благодаря которому мы запомним правила и происхождение.
Список используемых источников.
Математические сказки учащихся 3 класса | Авторская платформа Pandia.ru
Лопатина А., Скребцова М., «Добрая математика», М., 2006.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Первая математическая сказка, — М.: Сфера, 2012