kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит информацию об использовании приёмов технологии продуктивного чтения в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

МАОУ «СОШ № 55» г. Перми,

учитель начальных классов,

Пищальникова Юлия Александровна

Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.

(Слайд 1) В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая, на наш взгляд,  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е. В. Бунеева и  О. В. Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

  Технология продуктивного чтения  резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. (Слайд 2)

Второй этап – работа с текстом во время чтения. (Слайд 2)

Третий этап - работа с текстом после чтения. (Слайд 2)

(Слайд 3)

При чтении любого текста нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.

На этапе «Работа с текстом во время чтения» при диалоге с автором использую приём комментированного чтения. (Слайд 4) Дети озвучивают текст, а комментирует учитель. Также приветствуются и детские рассуждения. Комментарий должен быть обязательно кратким и динамичным. Он не должен превращаться в беседу. Комментировать следует только в том месте. Где это действительно необходимо.

(Слайд 5)

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, по ходу чтения необходимо совершать разнообразную работу:

  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;

  • задавать свои вопросы;

  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;

  • проверять, совпадают ли они с замыслом автора;

  • включать воображение.

На этом этапе я использую следующие упражнения:

  1. Работа с незнакомыми словами.

На первых этапах необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных слов детям. Постепенно учащиеся привыкают выделять непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются : можно понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Например:  Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.

Ах, если бы слоны

Носили бы

Штаны –

Какие бы материи

Были им нужны?

Никак не маркизет

И не батист, нет-нет!

Чертова кожа,

Рогожа

И вельвет!

(Б. Заходер)

   Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!


2) Работа с ключевыми словами.

Например: Потренируемся. В тексте автор спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

 «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, у мальчика – восторг – во.

  1. Работа с фразеологизмами.

А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:

Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…

Мне было очень стыдно за тебя, я…

Находить общий язык. Не знал, куда глаза девать. Бить тревогу.

Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.

(третий лишний).

-  Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?

В) Составьте диалог к фразеологизму:

(был на седьмом небе)

- Что ты подарил своему другу на день рождения?

- Книгу, которую он очень хотел.

- И как он её принял?

(Как две капли воды).

- Мама, как тебе нравится моя подруга?

- Хорошая.

- Правда, она похожа на свою маму?

4) Расшифруй предложение и составь по нему рассказ.

Лучше всего подбирать предложения с которыми предстоит работать на уроке.

Например: И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.

     (рассказ по предложению)

    Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

Все эти приёмы помогают детям научиться хорошо понимать подтекстовую информацию.

(Слайд 6)

На этапе «Работа с текстом после чтения» использую приём выполнения творческих заданий.

Например:

  • Составь план (самостоятельно, в парах, в группах);

  • Проиллюстрируй (один из фрагментов);

  • Сочини продолжение;

  • Придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д.

  • Составь модель (например, модель-описание героев текста в виде кластера и т.д.)

Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

(Слайд 7)

Достоинства технологии:

  • применима самостоятельно вне урока;

  • доступна для любого возраста;

  • ориентирована на развитие личности читателя;

  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;

  • способствует достижению понимания на уровне смысла.


Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пищальникова Юлия Александровна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства