Просмотр содержимого документа
«Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
МАОУ «СОШ № 55» г. Перми,
учитель начальных классов,
Пищальникова Юлия Александровна
Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
(Слайд 1) В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая, на наш взгляд, в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.
Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е. В. Бунеева и О. В. Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.
Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. (Слайд 2)
Второй этап – работа с текстом во время чтения. (Слайд 2)
Третий этап - работа с текстом после чтения. (Слайд 2)
(Слайд 3)
При чтении любого текста нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.
На этапе «Работа с текстом во время чтения» при диалоге с автором использую приём комментированного чтения. (Слайд 4) Дети озвучивают текст, а комментирует учитель. Также приветствуются и детские рассуждения. Комментарий должен быть обязательно кратким и динамичным. Он не должен превращаться в беседу. Комментировать следует только в том месте. Где это действительно необходимо.
(Слайд 5)
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, по ходу чтения необходимо совершать разнообразную работу:
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
задавать свои вопросы;
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
включать воображение.
На этом этапе я использую следующие упражнения:
Работа с незнакомыми словами.
На первых этапах необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных слов детям. Постепенно учащиеся привыкают выделять непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются : можно понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Например: Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.
Ах, если бы слоны
Носили бы
Штаны –
Какие бы материи
Были им нужны?
Никак не маркизет
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!
(Б. Заходер)
Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!
2) Работа с ключевыми словами.
Например: Потренируемся. В тексте автор спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, у мальчика – восторг – во.
Работа с фразеологизмами.
А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:
Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…
Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…
Мне было очень стыдно за тебя, я…
Находить общий язык. Не знал, куда глаза девать. Бить тревогу.
Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.
(третий лишний).
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
В) Составьте диалог к фразеологизму:
(был на седьмом небе)
- Что ты подарил своему другу на день рождения?
- Книгу, которую он очень хотел.
- И как он её принял?
(Как две капли воды).
- Мама, как тебе нравится моя подруга?
- Хорошая.
- Правда, она похожа на свою маму?
4) Расшифруй предложение и составь по нему рассказ.
Лучше всего подбирать предложения с которыми предстоит работать на уроке.
Например: И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.
(рассказ по предложению)
Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.
Все эти приёмы помогают детям научиться хорошо понимать подтекстовую информацию.
(Слайд 6)
На этапе «Работа с текстом после чтения» использую приём выполнения творческих заданий.
Например:
Составь план (самостоятельно, в парах, в группах);
Проиллюстрируй (один из фрагментов);
Сочини продолжение;
Придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д.
Составь модель (например, модель-описание героев текста в виде кластера и т.д.)
Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
(Слайд 7)
Достоинства технологии:
применима самостоятельно вне урока;
доступна для любого возраста;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.