Использование творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности младших школьников
Использование творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности младших школьников
В статье показана актуальность использования творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в начальной школе. Для достижения результата предлагается в практике преподавания литературы применять творческие работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности младших школьников»
Использование творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности младших школьников
Н.Д. Туз
Россия, г. Нижний Тагил ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Ключевые слова: творческие работы, литературное чтение, познавательная активность, младшие школьники.
Аннотация: В статье показана актуальность использования творческих работ на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в начальной школе. Для достижения результата предлагается в практике преподавания литературы применять творческие работы.
Если посмотреть на современное образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. Обращаясь к ФГОС НОО, стоит отметить, что: «Личностные результаты…должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты…должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера»[2].
Исходя из выше сказанного, стоит сказать о том, что одной из главных задач начального общего образования является организация различных видов творческой деятельности младших школьников на уроках в начальной школе. Проблемы, связанные с данным видом деятельности, составляют основу, фундамент процесса обучения, являются «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Познавательный интерес и творческие способности тесно взаимосвязаны между собой – это сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они являются средством обучения, выступают как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются, также ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника[3].
Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. Учителю начальных классов важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, их способность удивляться, поддерживать активность детей и развивать их творческие способности.
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Данный предмет является универсальным, так как содержание литературного материала позволяет развивать не только функциональную грамотность, общеучебный навык чтения, умения работать с текстом и пробуждает интерес к чтению художественной литературы, а также развивает креативные и творческие способности учащихся, используя различные методы.
Учитывая особенности современных младших школьников - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, необходимо так организовать работу на уроке литературного чтения, чтобы направить их творческую и познавательную активную деятельность в нужное русло. Поэтому перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы, эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность школьника развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях, тем самым развивая ещё и познавательную активность. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные и индивидуальные творческие дела, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
На уроках литературного чтения необходимо активно проводить творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды[3].
Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
1. Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму (текста художественного произведения в раскрашенную схему).
2. Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
3. Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы.
Творческие способности – показатель развития познавательного интереса учащихся начальной школы. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Ребёнок должен быть уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, и тогда ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
Творческие способности формируют познавательные интересы личности.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования познавательных интересов личности.
Для успешного формирования познавательных интересов и продуктивному развитию творческих способностей у учащихся младших классов можно предложить следующие методические рекомендации:
• Помнить, что уважение к личности и интересов ребенка – основа его развития.
• Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
• Находить слова поддержки для новых творческих и поисковых начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.
• Использовать личный пример творческого и поискового подхода.
• Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.
• Поддерживать их инициативу, самостоятельность учащихся.
• Предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы.
• Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.
• Использовать творческие задания.
• Стимулировать активную родительскую поддержку.
• Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1.Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон. 2.Улучшается успеваемость.
3.Развиваются наблюдательность, мышление, воображение, познавательные способности младших школьников.
4.Возрастает познавательный интерес к изучению предметов.
Я подтверждаю, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остаётся инструментом познания, мышления, успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческой инициативы, формированию любознательности и познавательных интересов.
Библиографический список
Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах. Начальная школа, 2013. № 8. С. 53–54.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: введ. 06. 10.2009г., № 373 / Мин – во образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.