kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение является  универсальной техникой для получения знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »»


Титульный лист Методический семинар Выполнила: Федорова А.П. Тема: «Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »



Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

На протяжении всех лет учения в начальной школе чтение является ведущим заданием. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Кем бы ни был современный человек, какую бы профессию он не избрал, он всегда должен быть читателем, не только понимающим содержание, но и находить нужную информацию из текста и ее преобразование становится важнейшим умением, без которого невозможно жить в обществе и достичь успехов в любой деятельности.

Проблема. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Решением проблемы является технологии продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской. это технология направлена на формирование универсальных учебных учебных действий, обеспечение умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.



     Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
  Задачи:
- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
 - приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.  

Объект исследования. Технология продуктивного чтения как условие интенсивной работы по тексту в учебном процессе.

Предмет исследования: эффективность применения методов осмысленного чтения текста.

Гипотеза. Повышение эффективности образовательного процесса, что выражается повышением уровня обученности, интеллектуального развития, креативности мышления и интереса к чтению.

Научная новизна состоит в том, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Результаты исследования: повышение качества обученности, интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Практическая значимость работы заключается в создании модели осмысленного чтения текста, направленного на воспитание всесторонне развитой творческой личности. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений.


Теория смыслового чтения.

Чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Современное  общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

  Основные методики работы над формированием осознанного чтения  были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя.  Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм.  Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.  Созданная  Ушинским  система получила  название «Объяснительное чтение».

Последователи  К. Д.  Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.

  Оригинальную  методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны  и  сегодня.  Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая, на наш  взгляд,  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Н.Н. Светловская считает, что технология продуктивного чтения опирается на «природосообразную теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности».

Авторы программ литературного чтения Е. В. Бунеева  и  О. В. Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, развивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста - создает базу для развития умений и навыков гибкого чтения, которое предусмотрено в основной школе.

Мы остановились на одном направлении – работе с младшими школьниками над смысловым (продуктивным) чтением, целью которого является обеспечение понимания текста детьми за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. На каждом этапе решаются свои задачи. Задача этапа работы с текстом до чтения – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию, во время чтения – обеспечить полноценное восприятие текста, после чтения – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Эта технология обеспечивает высокую активность детей.

Технология продуктивного чтения прописана в методических рекомендациях ко всем урокам открытия новых знаний, однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение, погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений. Своим опытом делюсь со своими коллегами. Нами разработаны и проводятся уроки по данной технологии, которые помогают активизировать учащихся, создают положительную устойчивую мотивацию к обучению.


Методы работы по формированию смыслового чтения

  1. Активная работа со словом.

Без внимательной   работы со словами  не может быть понимания текста. Словарная работа  должна  вестись на каждом уроке литературного чтения, и ей надо уделять должное внимание.  Словарную  работу  можно  разделить  

на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами:

начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает,  что в тексте есть непонятное для него слово.  Такое слово проскальзывает  в контексте, оставляя иллюзию понятности. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том,   чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов.  Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова.  После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

- работа со словами-ключиками:

особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.    Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

- работа со словами образами:

знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении.  Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.

  1. Применение метода «ведение диалога с текстом»

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.   Если говорить о целенаправленном  использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если  читатель  владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты  считают метод «диалога с текстом»  наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании.  После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование  содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода.

Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, идентифицируют себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать. На этапе «разговор с текстом» младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода.

Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливаться чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей.


  1. Метод интеллект - карт

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

  1. Развитие  читательского  воображения

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

    Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

   Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

  Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего произведения.   По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.


Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.


Этапы работы с текстом


I этап. Работа с текстом до чтения.


Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 


Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.


Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта


Основу моих уроков литературного чтения составляет технология продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, развивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста - создает базу для развития умений и навыков гибкого чтения, которое предусмотрено в основной школе.

В ежедневной подготовке к урокам литературного чтения мне помогает схема проектирования уроков:

1.Чтение текста самим учителем в момент подготовки к уроку «свежим взглядом» с вычитыванием трех уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

2.Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла, жанра текста).

3.Формулирование конкретных учебных целей именно этого урока (для учителя и для учеников).

4.Формулирование темы урока (а не название того, что читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

5.Обдумывание этапа антиципации.

6.Выбор вида первичного чтения.

7.Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз, зачем, какие приемы анализа используем на каждом этапе).

8.Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.

9.Продумывание этапа работы с текстом после чтения

10.Выбор домашнего задания.

Работая по этой схеме из урока в урок, я поняла, что действительно приближаюсь с детьми к грамотному смысловому чтению – к продуктивному чтению. Дети учатся воспринимать и понимать текст так, как задумал автор, опираясь на вычитывание трех видов информации: фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде), подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный и внимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт), концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).

Вычитывание трех видов информации ведет к определению художественной задачи текста и к вершине осмысленного чтения – к пониманию концепта произведения – то есть основной мысли, идеи текста.

Рассмотрим, как работает данная технология на примере урока внеклассного чтения «Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора».

Первый этап - работа с текстом до чтения. Цель этапа - прогнозирование содержания текста. Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.

I Работа с текстом до чтения.
1)Антиципация.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.
(Работа с заголовком)
– Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герой нашего рассказа?
- Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.
- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?
- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске?
Трубочка для прослушивания.
Нацепил очки на нос.
Градусник под мышку.
Пропишу лекарство.
Хвостиком - обрубком постукивает.
- Как вы думаете, те предметы, которые были в волшебном мешочке, они как – то относятся к этим словам?
- Значение каких словосочетаний вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это словосочетание?
- Предположите, о чем будет текст?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.
2) Постановка целей урока.
Какие цели мы поставим для работы на уроке?
Какие качества нам нужно взять на урок? (внимание, память, дружбу, наблюдательность)
Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап – во время чтения. Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми. В решении этой задачи помогает прием «диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.

II Работа с текстом во время чтения.

Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап – во время чтения. Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми. В решении этой задачи помогает прием «диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.


1)Первичное чтение текста.
Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?
(Учитель читает первую часть)
- Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?
- Прочитаем 2 часть рассказа (читают хорошо читающий ученик вслух).
Приём «Дерево предсказаний»
- Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название нашего рассказа. Ветви – предположения.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева).
-Чтение самостоятельно 3 – й части.
- Оправдались ваши предположения?
2)Перечитывание текста, более осознанное.
- Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем  4 часть.
Приём «Чтение вслух с остановками».
(После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий) 
3) Анализ текста
- Что мы узнали нового о наших героях?
- Какие вопросы у вас возникли к автору?
- Как бы вы ответили на них?
- Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше.
- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали?
- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?
- Появились ли у вас новые вопросы?
4) Беседа по содержанию.
- Каким вы представляете Никиту?
- Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?
Прочитайте 4 часть.
- Чем закончилась эта история?

III этап – Работа с текстом после чтения.

Цель третьего этапа работы с текстом после чтения – скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом. Задача учителя на этом этапе – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида.


1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Проблемный вопрос.
- Прав ли Никита, можно ли так играть с собакой? Если нет, то почему?
- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?
- Ожидали ли вы такого развития действия?
- Что вас удивило в рассказе?
- Что было самым интересным?
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.
3) Работа с заглавием, иллюстрацией.
Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.
4)Творческое задание.
Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.
Предлагаю вам разбиться на 2 группы. Первая команда нарисует 2 иллюстрации к 1 – 2 частям текста, вторая команда к 3 – 4 частям. Рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.
В своей работе мы используем наиболее, на наш взгляд, интересный и эффективный метод интеллект – карт. Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

Приведем пример составления интеллект-карты по рассказу Льва Толстого рассказа «Косточка». После прочтения рассказа, я предложила ребятам составить интеллект-карты. Учащимся раздала листы, цветные карандаши, фломастеры. Деятельность проходила в рамках сотрудничества, отрабатывалось умение работать в паре, умение общаться, слышать и слушать друг друга. После того, как интеллект-карты были готовы, каждая пара должна была представить свою работу и проанализировать работу другой пары, дать оценку. Такое творческое занятие ребятам очень нравится.


Работа с текстом после чтения:

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Кто из его героев вам понравился? Почему?

- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?

- Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)

- Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.)

- Как вы думаете, содержание рассказа выдумано? Почему?

Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.

  -Найдите в тексте все глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их. ( Не ел, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, покраснел, сказал, побледнел, сказал, заплакал).

- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)

- Чему учит эта история? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно).

-О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).

- О ком рассказ?

-Кто ещё вам симпатичен в рассказе?

Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

- Можем предположить теперь, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?

(Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать. Не обманывать. А если обманул, надо признаться. Близкие тебя поймут и помогут).

- Теперь мы нарисуем карту.

- Опираясь на карту, составьте связный рассказ о Ване.

Результаты мониторинга


Итоги комплексной диагностики сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся 3 класса с использованием текста (2015-2016уч.год)


УУД

предметные результаты

Метапредметные результаты

личностные результаты

регулятивные УУД

познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Самый высокий балл

28

34

32

14

23

1

Готовцев Алдан

14 (средний)

24 (средний)

19 (средний)

4 (низкий)

15 (средний)

2

Горохова Сардана

25 (высокий)

29 (высокий)

28 (высокий)

12 (высокий)

20(высокий)

3

Руфов Давид

19 (средний)

25 (средний)

25 (средний)

10 (высокий)

18(высокий)


Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали в целом высокий и средний и низкий уровень сформированности метапредметных результатов.


Итоги комплексной диагностики сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся 4 класса с использованием текста(2016-2017уч.год)


УУД

предметные результаты

Метапредметные результаты

личностные результаты

регулятивные УУД

познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Самый высокий балл

36

43

36

20

20

1

Готовцев Алдан

18 (средний)

21 (средний)

15 (средний)

9 (средний)

7 (средний)

2

Горохова Сардана

31 (высокий)

36 (высокий)

29 (высокий)

19 (высокий)

17(высокий)

3

Руфов Давид

27 (средний)

32 (средний)

26 (средний)

17 (высокий)

15(высокий)


Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали в целом высокий и средний уровень сформированности метапредметных результатов. Высокую степень самостоятельности в выполнении комплексной работы показала Горохова Сардана.

Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Учащиеся успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам 3-4 классов и показали, высокий, средний уровень сформированности метапредметных результатов. Не справивщихся с работой нет.

  2. Уровень овладения ключевыми умениями чтения:

    • сформированность навыков чтения – 3 класс- 67%, 4 класс- 100%;

    • осознанность чтения, умение работать с текстом – 3 класс- 67%, 4 класс- 100%;

    • умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв, списать предложение – 3 класс- 100%, 4 класс-100%;

  3. Выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся, они выполняются только на добровольной основе. Тем не менее, умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту сформировано - в 3 классе -67% учащихся, в 4 классе - 100% учащихся. В целом выполнили задания повышенного уровня сложности 67 % учащихся.

Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой комплексной работы показал хороший уровень усвоения образовательной программы учащимися 4 класса.


Заключение

На сегодняшний день можно сказать, что использование технологии продуктивного чтения приносит определенные результаты в решении проблемы творческого развития учащихся на уроках. Они проявляются в активизации познавательной деятельности учащихся, возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей ребенка; создании благоприятной атмосферы на занятиях для самореализации и саморазвития.

Развитая память позволила детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и применять свои знания на практике. Достигнув определенного уровня развития речевых навыков, дети самостоятельно умеют работать с текстами, правильно отвечают на вопросы по содержанию, выделяют главные мысли текста, вступают в диалог с автором, пересказывают текст, сопереживают героям художественных произведений, умеют критически относиться к содержанию прочитанного, соотносить полученную информацию со своим опытом. У учащихся повысился интерес к чтению, сформировался широкий круг чтения. Дети, читая, научились выделять структурные и логические единицы текста. Развитое мышление позволило учащимся самостоятельно перерабатывать информацию, например, по заголовку спрогнозировать тему и идею всего произведения. Умение и желание ребенка задавать вопросы к тексту свидетельствует: во-первых, об его активной позиции во время чтения; во-вторых, ставят ученика в позицию исследователя текста; в-третьих, развивают у него такие качества, как критичность ума и наблюдательность.

Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении привела к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.


Литература и интернет-ресурсы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart_edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=959

2.                Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – Москва, 2009

3.                Бунеева Е.В. Технология работы с текстом (технология формирования типа правильной читательской деятельности). http://www.school/2100.ru/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf

4.                Чиндилова О.В. Обучение вдумчивому чтению. // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №5

5.                Школа как территория чтения. Сборник статей/Сост. Волков С.В. – Москва, 2008

7. http://nsportal.ru/

8. http://rus.1september.ru/ 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Альбертина Петровна Федорова

Дата: 08.04.2023

Номер свидетельства: 629194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Методический семинар на тему«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_seminar_na_temu_ispolzovanie_tekhnologii_produktivnogo_chteniia_pr"
    ["file_id"] => string(6) "629195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1680925673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства