kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе»

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно - указать дорогу...»

(Р. Олдингтон)

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

          Мерой способностей человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Иными словами, школа должна ребёнка       «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока у большинства наших учащихся слабо развиты ключевые компетентности. Они показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выходы из нестандартной ситуации.  На сегодняшний день задача педагогов заключается в том, чтобы учить этому наших детей.   В большей степени помогает решать эту проблему технология сотрудничества.

Эпиграфом к своей статье я взяла слова Л.В. Занкова, где слово «сотрудничество» является ключевым. Значение этого слова знакомо и понятно.

Словарь Ожегова даёт такое определение:

 СОТРУДНИЧЕСТВО  - это

1) участие в каком-либо общем деле,

2) совместные действия, деятельность;

3) процесс совместной деятельности двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

             Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Целевыми ориентирами данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  •  Гуманно – личностный подход к ребёнку.

  •  Единство обучения и воспитания.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

      Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником. (Приложение 1)

Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.

 В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д.з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.  

            Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила. (Приложение 2)

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами (Приложение 3)

Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

          К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.

После выполнения задания группа даёт оценку соей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;

  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

      В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по обзацам, решить задачи и т.д.;

  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;

  • Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;

  • Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;

  • Изготовить плакаты - графические опоры;

  • Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению

  • Инсценировать произведение;

  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;

  • Подготовить доклад по теме;

  • сочинить стихи, синквейн, акростих, вывести правило,

  • Провести серии опытов;

  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";

  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;

  • Составить загадки по какой-либо теме;

  • Составить кроссворды по темам.

  • Составить журнал, мини-книжку.

  • Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.

Мастер - класс «Использование приёмов технологии сотрудничества»

Коллектив делится на команды так, чтобы количество участников,   равнялось  значению выражения: н-р: 20 – 18 : 3 – 8 =……. (6)

Работа групп

Чтобы работа в группе была плодотворной, предлагаю провести упражнение –энергизатор «Скажи комплимент» (участники группы по очереди говорят комплимент соседу, тот в свою очередь благодарит за это и передаёт комплимент следующему участнику группы)

1гр. Работа с понятием

Группа получает деформированный текст (понятие «Технология сотрудничества»), пользуясь ножницами, клеем «собрать» текст. Сверить свою работу с правильным вариантом (слайдом), оценить работу группы.

Пример текста:

Технология сотрудничества 

за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.

Отвечает тот. У кого… н-р, самые длинные волосы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы





-Удалось ли группе выполнить задание?

- Легко ли работать в группе?

2 гр. Ролевая игра-экскурсовод «Родная 20 школа» (используя фото)

Инструкция по организации работы:

1.Распределение обязанностей и ролей

2.Рассмотрите фотографии на электронном носителе.  

3. Составьте по ним связный рассказ для сообщения гостям школы.

          4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите в роли экскурсовода по школе.

          

 

         

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы





- Кто ощущал себя некомфортно? Почему?

- Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

3 группа. Инсценировка 

Притча «Лист бумаги и черная точка».

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.

— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.

— Нет! – возразил третий ученик,

— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.

— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:

— Значит, мне есть еще чему вас учить.  

Инструкция по организации работы:

1.Прочитайте притчу

2.Распределите роли

3.Используйте реквизиты

 4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите перед классом

6.Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы





- К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

4 группа. Составление памятки «Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

Отвечает тот. У кого… н-р, ….самый высокий каблук

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы





- Что помогает и что мешает общей работе?

- Пусть эти правила останутся с вами в виде памяток. (Приложение 3)

5 группа. Написание эссе «Технология сотрудничества»   

Смысл этого приема «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации (не более 5 минут).

 Отвечает тот. У кого… н-р, ….самые светлые волосы

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка





- Что ты приобретаешь в совместной работе?

6 группа.  «Дерево предсказаний» (по обсуждаемой теме)

Этот приём развивает умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “веточки” –аргументы (доказательства необходимости), “листочки” – прогнозы.

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

 Общая оценка





Приёмы рефлексии

  • Удалось ли группе выполнить задание?

  • Легко ли работать в группе?

  • Кто ощущал себя некомфортно? Почему?

  • Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

  • К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

  • Что испытывает человек, которому не дают высказаться?

  • Что помогает и что мешает общей работе?

  • Какова должна быть помощь учителя?

  • Что ты приобретаешь в совместной работе?

           Учёными доказано, что при работе в команде внимание уделяется успеху всей группы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. При этом успех всей команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы.

Оценивание происходит по сравнению со своими собственными предыдущими результатами, а не с результатами других, что дает равные возможности для всех учеников, не позволяет возникать соперничеству.

   Наша работа в группах показала, что вы умеете сотрудничать, выслушивать мнение других, терпимо относиться друг к другу.

 Надеюсь, что вы почувствовали разницу в использовании предложенной технологии по сравнению с традиционными. Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

В заключении мне хочется прочесть строки, которые родились в классе на одном из уроков в технологии сотрудничества: 

В нашем классе иногда
Случается игра. 
Тему изучив,
Делим коллектив.
В группах нам дают задания
Проверить наши знания.
Очень мы стараемся,
С заданиями справляемся.
В группах мы читаем, вычитаем, сочиняем
И новую информацию получаем.
Над собой ведём контроль,
Педагог играет направляющую роль.
Он нам оценки ставит, 
При необходимости поправит.
Нам бывает не легко,
Но мы один за одного.
Нам нравится эта умная игра,
И дружно стараться мы будем всегда!

Я желаю вам плодотворного сотрудничества со своими учениками, творческих успехов, новых идей.  

Приложение 1

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.

  • Называй товарища по имени.

  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  • Отмечай прежде всего положительное.

  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

  • Результатом работы является ваше общее мнение.

  • Покажите готовность вашей пары.

  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Приложение  

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.

  • Работать должен каждый на общий результат.

  • Один говорит, другие слушают.

  • Работай по алгоритму, плану.

  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Если не понял, переспроси.

  • Доказывай свои версии.

  • В группе ответы даёт каждый.

  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.

  • Умеешь сам – научи другого.

  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.

Приложение 3

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

  • Правильно объединить детей в группы.

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Оценивать общую работу всей группы.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Литература

 

1. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004

 

2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

 

3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

4. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

 

5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

6. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Автор: Елисеева Елена Ивановна

Дата: 04.05.2022

Номер свидетельства: 606133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства