Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.»
Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель начальных классов
МБОУ Тацинская СОШ №3
Калужская Т.В.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра.
Для меня как учителя, обучающего детей с ОВЗ, всегда было важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы переход от дошкольного возраста, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, был менее болезненным. Известно, что на развитие познавательной активности и самостоятельности ребёнка оказывают влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных, социальных. И главный фактор – это среда, окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою активность, лучше всего создают игровые ситуации. Игровые действия ребёнка сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому я постоянно использую на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. При использовании на уроке наглядно-дидактического и игрового материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас.
Многие игровые упражнения требуют не только умственных, но и волевых усилий: выдержки, умения соблюдать правила (порядок выполнения действий). Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекала от учёбы, а способствовала интенсификации умственной работы, развитию познавательных интересов и способностей учащихся с задержкой психического развития.
Рассматривая роль игры в интеллектуальном и психическом развитии детей, Л.С.Выгодский писал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает из жизни ребёнка, но, наоборот, она пропитывает собою деятельность ученика. Это происходит потому, что игра – наиболее освоенная дошкольниками деятельность. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, труде, творчестве. Поэтому использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроках в начальных классах, опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) в процессе обучения детей с ОВЗ учителем– это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие и создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Особенности познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.
С уверенностью могу сказать, что при применении этих наглядно-дидактических материалов время выполнения задания сокращается, результат выполняемой задачи становится выше.
Использование наглядно-дидактического и игрового материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Услышанное и увиденное, повторённое не один раз запоминается детьми лучше, что положительно влияет на формирование стойких знаний, умений, навыков.
Наглядно-дидактический и игровой материал способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Для развития интереса и познавательной активности на уроках я использую:
перфокарты с изображением сказочных героев, которым нужно помочь. Причём подобные перфокарты можно использовать и в 1-ом классе, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом. Меняется только задание по ним. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков, навыков письма;
сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;
использую вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;
узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после физминутки), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
активные методы рефлексии.
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии. Применение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
ИКТ оживляют учебный процесс. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом:
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Я стараюсь наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать и другие, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность учащихся.
Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это, безусловно, совместная работа учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.
Закончить свое выступление я хочу следующими словами, которые должны быть девизом каждого учителя на мой взгляд.
Учителю необходимо помнить:
Прежде, чем объяснить – заинтересовать.
Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию.
Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.