kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.»

Использование деятельностного метода

в практике здоровьесбережения школьников

В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников приобрела особую актуальность. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования.

Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. При соблюдении всех принципов технологии эта деятельность проходит на высоком уровне психологической комфортности, а значит, способна сохранять и укреплять здоровье детей. 
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.


Дидактические принципы технологии деятельностного метода:

  1. Принцип деятельности. 
    2. Принцип непрерывности. 
    3. Принцип целостного представления о мире. 
    4. Принцип минимакса. 
    5. Принцип психологической комфортности. 
    6. Принцип вариативности. 
    7. Принцип творчества

Техника помощи ученикам в умении чувствовать свою коммуникативную компетентность. 

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик? 

Принятие

«Ты хороший»

«Я хороший» 

Внимание

«Я вижу тебя»

«Я что – то значу» 

Уважение

«Спасибо тебе за…»

«Мои усилия замечены» 

Одобрение

«Я знаю о тебе что – то»

«Я состоятелен» 

Теплые чувства

«Ты мне нравишься»

«Кто – то заботится обо мне» 

Средством формирования положительного отношения к учению можно явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки. 
Ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания, одновременно сохраняя комфортный психологический фон на уроке, а значит работая на укрепление так необходимого психического здоровья детей.  

Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

  1. Техника «Минимизация внимания»

  • Игнорируйте демонстративное поведение

  • Контакт глазами

  • Становитесь рядом

  • Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока

  • Посылайте секретный знак

  1. Техника «Делайте неожиданности»

  • Выключите свет

  • Включите музыку

  • Говорите громким голосом

  • Измените голос

  • Временно прекратите вести урок

  • Говорите со стеной (или портретом)

Условия педагогической поддержки:

  • согласие ученика на помощь и поддержку

  • приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения)

  • соблюдение принципа конфиденциальности;

  • защита прав и интересов ученика

  • доброжелательность и безоценочность (педагог идет от ребенка, не сравнивая его ни с кем другим)

  • учение без принуждения, трудной цели

  • опора на ученика

  • оценка как выражение уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрение чувства долга и ответственности.

Выводы: 
1. Использование на уроках технологии деятельностного метода позволяет решать следующие задачи здоровьесбережения: 
• Снижение нервно-психической нагрузки учащихся. 
• Создание на уроке положительного психо-эмоционального настроя. 
• Осуществление комфортного перехода от незнания к знанию. 
2. Уроки с использованием технологии деятельностного метода позволяют выходить за рамки школьного учебника, оптимизировать учебный материал, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Одновременное использование с ней приёмов и техник педагогической поддержки дало высокие результаты сохранения душевного здоровья, а именно отсутствие психологической напряженности, тревожности, хронической усталости, присутствие хорошего самочувствия и мотивированного отношения к учёбе, успешной адаптации к обучению в школе. По результатам психодиагностического исследования, проведенного психологом школы в сентябре 2019г., 92% учащихся класса (22ч.) легко включились в школьную жизнь, 8% (2ч.)- имели средний уровень дезадаптации.


Литература 

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Политиздат, 1994. - с. 238
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. - с. 479
3. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В.В. Давыдова и

др. - М.:

Педагогика, Т. 1. 1983. -391 с. т. 2. 1983. - с. 318
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. –

с. 704
5. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная

школа:

плюс-минус. - 2001. -№ 1.- с. 3 - 6. 
6. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации

современных целей образования / Л.Г. Петерсон. -М:УМЦ «Школа 2000…»,

2003. - с.16
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.

Автор: Большакова Наталья Владимировна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства