Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.
Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.
Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование деятельностного метода в практике здоровьесбережения школьников.»
Использование деятельностного метода
в практике здоровьесбережения школьников
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников приобрела особую актуальность. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования.
Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. При соблюдении всех принципов технологии эта деятельность проходит на высоком уровне психологической комфортности, а значит, способна сохранять и укреплять здоровье детей. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: • «Не навреди!»— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Дидактические принципы технологии деятельностного метода:
Принцип деятельности. 2. Принцип непрерывности. 3. Принцип целостного представления о мире. 4. Принцип минимакса. 5. Принцип психологической комфортности. 6. Принцип вариативности. 7. Принцип творчества
Техника помощи ученикам в умении чувствовать свою коммуникативную компетентность.
Приемы
Что говорит учитель?
Что слышит ученик?
Принятие
«Ты хороший»
«Я хороший»
Внимание
«Я вижу тебя»
«Я что – то значу»
Уважение
«Спасибо тебе за…»
«Мои усилия замечены»
Одобрение
«Я знаю о тебе что – то»
«Я состоятелен»
Теплые чувства
«Ты мне нравишься»
«Кто – то заботится обо мне»
Средством формирования положительного отношения к учению можно явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки. Ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания, одновременно сохраняя комфортный психологический фон на уроке, а значит работая на укрепление так необходимого психического здоровья детей.
Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя
Техника «Минимизация внимания»
Игнорируйте демонстративное поведение
Контакт глазами
Становитесь рядом
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока
Посылайте секретный знак
Техника «Делайте неожиданности»
Выключите свет
Включите музыку
Говорите громким голосом
Измените голос
Временно прекратите вести урок
Говорите со стеной (или портретом)
Условия педагогической поддержки:
согласие ученика на помощь и поддержку
приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения)
соблюдение принципа конфиденциальности;
защита прав и интересов ученика
доброжелательность и безоценочность (педагог идет от ребенка, не сравнивая его ни с кем другим)
учение без принуждения, трудной цели
опора на ученика
оценка как выражение уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрение чувства долга и ответственности.
Выводы: 1. Использование на уроках технологии деятельностного метода позволяет решать следующие задачи здоровьесбережения: • Снижение нервно-психической нагрузки учащихся. • Создание на уроке положительного психо-эмоционального настроя. • Осуществление комфортного перехода от незнания к знанию. 2. Уроки с использованием технологии деятельностного метода позволяют выходить за рамки школьного учебника, оптимизировать учебный материал, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Одновременное использование с ней приёмов и техник педагогической поддержки дало высокие результаты сохранения душевного здоровья, а именно отсутствие психологической напряженности, тревожности, хронической усталости, присутствие хорошего самочувствия и мотивированного отношения к учёбе, успешной адаптации к обучению в школе. По результатам психодиагностического исследования, проведенного психологом школы в сентябре 2019г., 92% учащихся класса (22ч.) легко включились в школьную жизнь, 8% (2ч.)- имели средний уровень дезадаптации.
Литература
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Политиздат, 1994. - с. 238 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. - с. 479 3. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В.В. Давыдова и
др. - М.:
Педагогика, Т. 1. 1983. -391 с. т. 2. 1983. - с. 318 4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. –
с. 704 5. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная
школа:
плюс-минус. - 2001. -№ 1.- с. 3 - 6. 6. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации
современных целей образования / Л.Г. Петерсон. -М:УМЦ «Школа 2000…»,
2003. - с.16 7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.