kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как способ эффективного формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В  статье  приведён анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, формирования УУД учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как способ эффективного формирования УУД»



Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как способ эффективного формирования УУД



Благодерова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУСОШ №2 р.п. Усть-Уда

«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

Э. Кант



ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Возникает ряд вопросов. Как формировать метапредметные результаты? Как научить учиться? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Размышляя над этими вопросами, я стала осваивать новые технологии обучения. Меня заинтересовала технология развития критического мышления, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию . В 1 классе был проведен мониторинг , направленный на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования. Результаты диагностики по формированию УУД в 1 классе: Слайд №2 Методика для определения уровня умственного развития школьника «Найди отличия», «Выделение существенных признаков». Познавательные УУД. Методика «Рисование по точкам» Регулятивные УУД Методика «Рукавички» Автор :Г.А. Цукерман . Коммуникативные УУД

Анкета школьной мотивации (Н. Лускановой) Личностные УУД,

Таблица . УУД 1класс


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Высокий уровень

12%

31%

34%

38%

Средний уровень

62%

46%

43%

49%

Низкий уровень

26%

23%

13%

13%







Я считаю, что использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе будет способствовать эффективному формированию всех видов УУД обучаемых. Так как в данная технология выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Прежде  всего,  учёные  пришли к тому,  что основу технологии развития критического мышления составляет структура урока, состоящая из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. (Таблица 1).

 Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

Почему среди многих технологий современного образования меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»? Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выгодского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания. При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.

1.Стадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определённой темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся.

2. Стадия осмысления.На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией, приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Задачи этой фазы:получение новой информации;ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

3.На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Задачи этой фазы:целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Таблица. Приемы развития критического мышления на этапах уроках

Стадия (фаза) вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

Кластер

Кластер

Три М

Инсерт

Бортовой журнал

Дерево успеха

Верю - не верю

Инсерт

Синквейн

Толстые и тонкие вопросы

Идеал


Корзина идей

Фишбоун


Ключевые слова

Таблица «ЗХУ»


Таблица «ЗХУ»

Таблица вопросов


Синквейн

Кубик Блума



Зигзаг



Шесть шляп


Приведу анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, формирования УУД учащихся.

Название приёма или стратегии

Ученик научится

УУД

«Верные и неверные утверждения»

(Верите ли вы

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений;

Подтверждать гипотезы на основе изучения информации.

Познавательная деятельность


«Кластеры»

.


Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий.

Осуществлять сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;Структурировать тексты

Регулятивная, познавательная деятельность

«Толстые и тонкие вопросы»


Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Коммуникативная деятельность.


«Бортовой журнал»


Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность.


«Инсерт»


Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения;

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Познавательная деятельность

«Чтение с остановками»

.


Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Основам коммуникативной рефлексии;Делать умозаключения

Познавательная, коммуникативная деятельность


«Синквейн»

.


Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивная, познавательная, личностная деятельность


«Знаю-Хочу узнать-Узнал»

.


Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Планировать пути достижения целей;

Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Структурировать тексты;

Основам рефлексивного чтения;Организовывать исследование с целью проверки гипотезы

Регулятивная, познавательная деятельность.


«Зигзаг»

Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Осуществлять контроль по результату и способу действий;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательная, коммуникативная деятельность


«Шесть шляп»

учить и приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.


Познавательная, коммуникативная,

личностная деятельность




Таким образом, каждый приём, используемых в ТРКМ, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Презентация. Практическое применение (из опыта) Прием «синквейн»

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Например; Литературное чтение 2 класс УМК Школа России

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Окружающий мир 2 класс УМК Школа России Тема:« Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1. Вода.
2. Жидкая, прозрачная.
3. Моет, питает, течёт.
4. Без воды нет жизни.
5. Жизнь!
Кластер. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Он способствует развитию у учащихся системного мышления, умению рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Например: 4 класс.Окружающий мир. 4 класс. Природные зоны. Лес











Прием «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. 

 Русский язык 2 кл. вопросы по теме « Текст»:

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текст обязательно имеет заголовок

Прием «да нет» Игра «Да – Нет»данетка

-Сегодня на уроке мы говорили о букве ё?

-Буква ё обозначает гласный звук?

-Буква ё всегда обозначает 2 звука?

-Буква ё смягчает предшествующую согласную?

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

К приему обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепленияНапример: Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?


Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия дают им учёные?


Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях

называют ботаникой.

Существует

350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о

растениях,беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

Охранять растения-

значит заботиться о живом.


Инсерт

Например. Окр. Мир. Стр.38-39 Из жизни птиц.

Знают :что улетают птицы

Унали. Что многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет корм.

Хочу узнать? Как птицы узнают о приближении трудного голодного времени

Использую на уроках русского языка. Даю карточку со словами. Обозначить орфограммы.

Приём « Тонкие и толстые вопросы» эффективно использовать для организации взаимоопроса. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Литературное чтение 2 класс УМК Школа России. Б. Житков «Храбрый утенок» Тонкие вопросы: Как звали Утенка? Толстые вопросы: Почему утята боялись стрекозы?.Предположите что было бы , если Алеша тоже испугался?

«Логическая цепочка» Опорные слова

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Котенок Л.Н. Толстой Утята и ребята Пришвин

Приём « Корзина идей»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Окружающий мир. 2 класс. Тема: Экономика. Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое экономика? Составляем на этапе рефлексии кластер( при помоши картинок)

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Вот уж где разгораются жаркие споры!!! Литературное чтение 2 класс Басня «Стрекоза и муравей»

Приём «Шесть шляп мышления»

 Метод «Шесть  шляп  мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. 

Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: Сколько?

Красная шляпа:. Что понравилось?

Черная шляпа: Что не понравилось?

Желтая шляпа:Что хорошо?

Синяя шляпа:. Почему? .Философия. Обобщают высказывания каждой группы

Зеленая шляпа:. Задания .

  Например: Литературное чтение 2 класс. М Пришвин « Утята и ребята»

Белая шляпа. Факты. Уточка переводит своих цыплят к озеру

Жёлтая. Позитивное мышление. Утятам можно будет плавать по воде

Черная. Проблема. Не понравилось . что ребята стали закидывать утят шляпами

Красная. Эмоции Понравилось что ребята пожелали утятам счастливого пути.

Зеленая. Творчество.

Синяя .Философия. Нужно оберегать животных, помогать им.

применение приёма « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Эффективность использования технологии развития критического мышления исследуется в учебном процессе совместно с психологической службой школы .

Методика для определения уровня умственного развития школьника.

Автор Э.Ф.Замбацявичене. Познавательные УУД.

Опросник «Умеешь ли ты слушать?» Коммуникативные УУД

Анкета школьной мотивации (Н. Лускановой) Личностные УУД, Методика «Корректурная проба» Регулятивные УУД:


Сравнительная таблица . УУД 1класс и 2 класс


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


1кл


2 кл


1 кл


2 кл


1кл


2 кл


1кл


2кл

Высокий уровень

12%

36%

23%

35%

34%

42%

40%

49%

Средний уровень

62%

52%

46%

49%

43%

58%

48%

45%

Низкий уровень

26%

12%

31%

16%

13%

-

12%

6%



Результаты: Показатели сформированности УУД возросли. Познавательные УУД: дети могут свободно дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, владеют операциями обобщения и отвлечения, могут устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Регулятивные УУД: У большинства детей повысился уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.Коммуникативные универсальныеучебные действия обучающихся соответствует высокому и среднемууровню развития. Такие дети при общении могут поставить себя на место собеседника, понимают предмет разговора, активно участвуют в беседе, проявляя Возрос уровень мотивации учащихся.

Результаты исследования, показывают, что использование технологии развития критического мышления позволяет добиваться позитивных результатов в формировании УУД младших школьников: развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы; учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. -рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

- готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

Таким образом, технология критического помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Работая в режиме технологии критического мышления,  я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Это живое взаимодействие интересно и дорого мне.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Э. Кант

Мною разработаны и составлены методические рекомендации « Использование технологии критического мышления как способ формирования эффективного формирования УУД.»



  Список литературы.

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.  

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

3.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

4.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

5. Интернет ресурсы http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ. И многие другие………




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Благодерова Светлана Анатольевна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(63) "sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologii-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415966920"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства