Использование народных традиций как средства нравственного воспитания младших школьников в системе ФГОС
Использование народных традиций как средства нравственного воспитания младших школьников в системе ФГОС
Заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского: С.ВЛурье, А.Ф.Некрылова, В.К.Соколова, Л.А.Тульцева и другие, мордовского, марийского, удмуртского: Н.Ф.Мокшин, Л.Н.Сазонов, В.П.Иванов, Д.Ж.Валеев. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование народных традиций как средства нравственного воспитания младших школьников в системе ФГОС»
Управление образования и науки
администрации муниципального района
«Алексеевский район и город Алексеевка»
Использование народных
традиций как средства
нравственного воспитания младших школьников
в системе ФГОС
Перебейнос Н.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 7
г. Алексеевка
2016 год
Разработке вопросов, связанных с использованием воспитательных возможностей народной культуры (фольклора, религии, игры, промыслов и т.д.) уделяли внимание в своих исследованиях Я.Г.Абдуллин, Э.Х.Галеев, Я.И.Ханбиков, А.Б.Хузина и другие.
Заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского: С.ВЛурье, А.Ф.Некрылова, В.К.Соколова, Л.А.Тульцева и другие, мордовского, марийского, удмуртского: Н.Ф.Мокшин, Л.Н.Сазонов, В.П.Иванов, Д.Ж.Валеев. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
В конце XX века появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях и обычаях своего народа. Ценный материал для всестороннего изучения вышеназванной проблемы дают рассказы, очерки, беседы педагогов, писателей, журналистов, учёных, таких как А.Алексеев, Л.Г.Алёшина, О.С.Богданова, И.А.Каиров, А.Стреляный и др., посвященные вопросам самосовершенствования, развития морально-волевых качеств личности, нравственных принципов, убеждений.
Поставлены следующие задачи:
1. Создать содержательные и организационные условия для формирования навыков самостоятельной работы через исследовательскую деятельность.
2. Обеспечить индивидуальное развитие школьников через коллективно-творческое дело.
3. Содействовать развитию творческих способностей через театрализацию и вокальную деятельность.
Поскольку социальный заказ заключается в повышенных требованиях к современному человеку: активная жизненная позиция, высокая коммуникабельность, умение добывать информацию, творческий подход к решению проблем - все это, по - нашему мнению, полностью удовлетворяют социальный заказ.
С целью совершенствования работы по нравственного воспитанию с использованием народных традиций мной используются различные формы организации воспитательного процесса:
Час литературного чтения;
Уроки устного народного творчества;
Урок – исследование;
Театральные постановки;
Вокальные композиции;
Праздники на определённую тематику;
Экскурсии в музей с целью знакомства с бытом русского народа, народным костюмом;
Экскурсии в ДДТ с целью привлечения в кружки народного творчества;
Изготовление и выпуск иллюстрированных книжек-малышек для первоклассников по народному творчеству.
Спортивные и ролевые игры.
В основу организации воспитательного процесса положена система внеурочных занятий по интересующей тематике . Поскольку в ДОУ № 2, откуда поступила основная часть обучающихся, был заложен фундамент знаний народной культуры, наши занятия стали естественным её продолжением.
На начальном этапе проводились занятия – знакомства со словами.
На этом этапе учащимися с помощью педагога и родителей велась исследовательская работа по нахождению объяснения значения слов, их изображение, составление минуток чистописания со словами на определённую тему или букву.
Второй этап был посвящён изучение русских народных пословиц и загадок.
Здесь была проведена исследовательская работа по изучению смысла пословиц, занятия по применению пословиц к определённой жизненной ситуации.
Третий этап отведён изучению народных песенок.
На этом этапе в тесном сотрудничестве с библиотекарем школы, музыкальным работником и педагогом были разучены и обыграны перечисленные виды песен. Также дети услышали профессиональное фольклорное исполнение народных песен ансамбля «Ягодка» под руководством М.С. Пеньковой «Школа искусств».
Четвёртый этап– этап изучения деталей народного костюма.
На этом этапе проведены экскурсии в школьный этнографический уголок, городской краеведческий музей. Также были проведены занятия по конструированию и моделированию одежды.
На пятом этапе знакомились с народными танцами.
На этом этапе в сотрудничестве с хореографом школы были освоены элементы русских танцев. Затем в исполнении ансамбля народного танца «Василёк» городского ДДТ под руководством Л.П. Дудукалавай просмотрены изучаемые композиции. На этом этапе дети проводили и творческие мастерские по постановочной деятельности, где вначале на фланелеграфе, а затем с небольшой группой одноклассников ставили фрагмент танца на заданную тематику.
На шестом этапе проведены занятия по изучению народных сказок.
На этом этапе деятельности широко применялся такой метод, как театрализация. Театральные постановки организовывались как коллективно-творческое дело. Была дана возможность каждому ребёнку попробовать себя в роли актёра. Некоторым учащимся удалось проявить свои способности в режиссуре.
На седьмом этапе, самом сложном и насыщенном, проводились русские народные праздники, которые сочетали в себе все ранее изученные произведения народного творчества.
Занятие на этом этапе были построены в форме коллективно-творческого дела.
В силу своих возрастных особенностей и уровня нравственно – волевого развития организация таких мероприятий имеет в начальной школе свои особенности. Алгоритм совместной деятельности воспитателя и его воспитанников по подготовке и проведению занятия можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
1) составление педагогом совместно с родителями тематики занятий
2) уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению;
3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения, формирование сообщества организаторов;
4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке
5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана занятия;
6) проведение занятия;
7) анализ и оценка результативности и деятельности по подготовке и проведению.
Поскольку организационные навыки учащегося начальных классов очень низкие, то необходим постоянный контроль, помощь и взаимодействие воспитателя. Дети делали первые шаги в групповой работе, которая была организована в зависимости от уровня развития детей, от вида деятельности и выполняемого задания. Детей мы делили на следующие группы:
Группы, формируемые по усмотрению учителя.
По желанию
Группы постоянного состава (по интересам)
Группы сменного состава (в соответствии с занятием и уровнем развития детей).
Групповая деятельность – главный педагогический инструмент в руках классного руководителя. Только в ходе совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, учатся согласовывать своё мнение с мнением окружающих, овладевают навыками самоорганизации. Хорошо подготовленное групповое дело предполагает тщательное планирование, чёткое распределение полномочий каждого участника в его подготовке и проведении.
Для отслеживания результатов работы необходимо было постоянное наблюдение за детьми в различных видах деятельности и
проведение специальных итоговых работ разной степени сложности, для организации которых были проведены мероприятия дидактической и творческой направленности.
Степень сложности задания определялась нами в соответствии с освоенностью предложенных видов совместной деятельности большим количеством детей. Каждое задание оценивалась соответствующим количеством баллов. Так, наиболее простые по содержанию и реализации замысла задания оценивались в 69 баллов, задания средней сложности – 86 баллов, задания степени сложности выше средней – 95 баллов, наиболее сложные – 100 баллов. Баллы определялись в соответствии с диагностикой сформированности нравственных качеств личности (доброты, взаимопомощи, активности, самостоятельности). При наблюдении за обучающимися мы фиксировали количество заданий разной степени сложности, которые выполнял каждый ребенок группы в течение нескольких внеклассных мероприятий. По истечении этого срока при обработке результатов нами суммировались все баллы за простые задания, задания средней сложности, сложности выше средней и наиболее сложные. Путем деления общего количества баллов за все задания на количество заданий разной степени сложности мы определили средний балл, который определил уровень сформированности целеустремленности, творческого потенциала и самостоятельности ребенка на данном этапе.