Использование метода проектов для организации здоровьесбережения младших школьников
Использование метода проектов для организации здоровьесбережения младших школьников
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющимся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования способность проектировать. Также одной из приоритетных задач нового этапа реформы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов для организации здоровьесбережения младших школьников »
Жигулина Тамара Павловна
Место работы: МАОУ гимназия №11
Должность: учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Использование метода проектов для организации здоровьесбережения младших школьников
Все новое – хорошо забытое старое. Это известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющимся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования способность проектировать. Также одной из приоритетных задач нового этапа реформы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
От 6 до 17 лет происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизнь. Этот период совпадает с получением ребенком общего среднего образования, закладывается потенциал дальнейшего развития личности. Важно, чтобы ребенок осознал, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный, или не умеющий заботится о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. Метод проектов способствует практическому применению знаний по сохранению здоровья.
Дети исследуют причины нарушения зрения, осанки, заболеваний жкт . Составляют рекомендации по чтению и режиму ношения очков. Формируют основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Ученики убеждаются в собственных возможностях по оздоровлению организма. Использование продукта проектной деятельности (компьютерных презентаций, разработок физминуток, сборников физических упражнений, листков здоровья), позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного поведения.
Структура метода проектной деятельности учащихся в организации здоровьесбережения
Цель: через проектную деятельность развивать умение сохранять и укреплять свое здоровье.
Участники: учащиеся, классный руководитель, родители
К категории здоровья необходимо подходить в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно - нравственного.
Использование информационных проектов: «Моя семья», «Играем на здоровье» «Здоровое питание», «Удивительный мир растений» способствует воспитанию нравственности духовности учеников.
Практико-ориентированные проекты: «Наше зрение», «Физминутки на уроке», «Почему мы здоровы», «Озеро Карачи. Его целебные свойства», «Экономия воды в домашних условиях», «Маркетинговый план». Создают положительный эмоциональный фон, активизирует внимание учащихся, повышает способность к восприятию учебного материала. Воспитывают бережное отношение к окружающему миру.
Исследовательские проекты: «Польза и вред майонеза», «Воздух которым я дышу», «Почему полезен мёд» «Вода в нашей жизни». Позволяют детям ориентироваться, в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные, заставляют задуматься о проблемах экологии и о том, как они могут изменить ситуацию к лучшему.
«Проектная деятельность дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов и действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования» (А.Б. Воронцов). Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенным к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности составляющих, коммуникативную и информационную компетентности.
Компьютерные презентации проектов
«Майонез. Польза или вред?» «Наше зрение» «Воздух которым я дышу»
В кружке «Начала экономики» дети работали над проектом «Маркетинговый план». Возникла проблема, какие школьные товары и принадлежности могут помочь современному ученику сохранить здоровье. Участники проекта были распределены по группам. Каждый нашел свое решение проблемы. В результате на защите проекта были представлены различные презентации маркетинговых планов по созданию тренажеров для зрения, канцелярских товаров и др.
Метод проектов является оптимальным средством деятельностного подхода, создает положительную мотивацию для самообразования самоорганизации и обеспечивает психологический комфорт для каждого учащегося.