kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровых форм обучения русскому языку слабослышащих учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическое использование игровых форм на уроках способствует реализации принципа коммуникативности обучения детей с нарушенным слухом, так как это естественная деятельность, вызывающая потребность в слове, требующая речевых действий, создающая условия для многократной оборачи-ваемости речевого материала, обогащения словарного запаса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых форм обучения русскому языку слабослышащих учащихся »

Использование игровых форм обучения русскому языку слабослышащих учащихся






Введение

Русский язык как учебный предмет в школе слабослышащих по сравне­нию с общеобразовательной школой носит качественно иной характер, имея определённую коррекционную направленность, так как овладение словесной речью является для неслышащего ребёнка важнейшим средством коррекции и компенсации дефекта.

Известно, что важнейшим условием развития слабослышащего ребёнка является речевая среда, окружающая его. Находясь в условиях школы-интерната на протяжении многих лет, дети крайне нуждаются в такой речевой среде, которая побуждала бы их постоянно пользоваться словесной речью.

Систематическое использование игровых форм на уроках способствует реализации принципа коммуникативности обучения детей с нарушенным слухом, так как это естественная деятельность, вызывающая потребность в слове, требующая речевых действий, создающая условия для многократной оборачи-ваемости речевого материала, обогащения словарного запаса учащихся.

Следует также отметить, что использование игровых форм работы является действенным средством, обеспечивающим высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствующим развитию познавательного интереса к русскому языку, считающемуся одним из самых сложных школьных дисциплин.

Теоретическое психолого-педагогическое обоснование использования игровых форм в учебном процессе складывалось с учётом работ современных отечественных педагогов и дефектологов: Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Соловьёва И.М., Газмана О.С, Лурия А.Р., Шмакова С.А. и других.

Вопросы использования игровых заданий и занимательности на уроках русского языка нашли отражение в работах Акишиной А.А., Варатьяна Э.А., Шанского Н.М., Пасхалова А.П., Успенского Л.С., Арутюнова А.Р., ГлязераС.В., Канарской О.В., Гузика М.А. и других.

Обобщая изученные работы педагогов-дефектологов по использованию игровых форм в учебно-познавательной деятельности учащихся, автор пришел к следующему выводу: современная педагогика и дефектология накопили немалый опыт по направленному использованию игровой деятельности, однако применительно к игровым формам учебной деятельности слабослышащих уча­щихся этот материал разработан и детализирован недостаточно (особенно для учащихся среднего и старшего школьного возраста).

Задачей автора явилась разработка тематических дидактических игр и игровых заданий для слабослышащих учащихся среднего школьного возраста (5 и 6 классы).

На основании практического опыта работы автор сформулировал также некоторые рекомендации по организации и проведению игр в условиях коррекционной школы.

При составлении практического пособия автор руководствовался требованиями программы по русскому языку (Программа общей образовательной школы. Русский язык. 5-9 классы), структурой и материалом учебников (Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ладыженская Т.А. и др.; Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Баранов М.Р. и др.).

Игры и игровые задания имеют своей целью развитие умений и отработку необходимых практических навыков в соответствии с изучаемым учебным материалом. Важной коррекционной задачей каждой игры является обогащение словарного запаса и развитие связной речи детей с нарушенным слухом.

Речевой материал практического пособия составлен автором с учётом специфики дефекта слабослышащих детей: словарь и степень сложности игр отобраны и разработаны в соответствии с уровнем общего и речевого развития детей с нарушенным слухом.




Методические рекомендации по подготовке

и проведению дидактических игр

в коррекционной школе

(из опыта работы)

Конечный успех игровой деятельности зависит от правильной её организации и подготовки к ней.

Подготовка и проведение дидактических игр в школе слабослышащих имеют некоторые специфические особенности, связанные со спецификой дефекта и реализацией коррекционных задач.

В ходе подготовки и проведения игр выделяют три взаимосвязанных этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Подготовка к игре.

Последовательность подготовки можно отобразить в следующей схеме:

  • определение цели игры, создание игровой ситуации, отбор материала
    соответствующего содержания;

  • выбор форм проведения игры (индивидуальная, групповая, фронтальная работа или их сочетание в процессе игры);

  • обеспечение необходимых средств обучения;

  • определение продолжительности и места игры в учебном процессе (этап
    урока);

- продумывание управления ходом игры и оценка её эффективности.
Подбор игр для слабослышащих детей должен быть осуществлён на слухо-зрительной основе; на слух предъявляется только ранее отработанный материал.

Перед игрой необходимо заранее ознакомить учащихся с речевым материалом (название игры, её правила, план проведения; провести словарную работу: дать ученикам образцы нужных в игре форм, отработать их проговаривание, конкретизировать лексические значения новых слов, поработать со словарями и т.п.) Преподаватель должен быть уверен, что речевые возможности учащихся достаточны для выполнения игрового задания.

Проведение игры, в зависимости от цели, содержания и места в учебном процессе занимает от 5 до 45 минут. Как показывает опыт, проведение игры свыше 45 минут отрицательно сказывается на результате: снижается интерес, появляется утомление, снижается активность.

Игры и игровые задания могут быть использованы на различных этапах урока и на уроках разных типов, но наиболее действенны они на уроках обобщающего типа. По нашему мнению, результативнее проводить игру во второй половине урока как приём эмоциональной разрядки, снятия напряжения, а также в качестве поощрения за проделанную учебную работу (разумеется, игра должна быть связана с материалами урока, его темой, соответствовать целям и задачам урока).

ВТОРОЙ ЭТАП. Проведение игры.

Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности участников. С этой целью целесообразно провести перестановку столов в классе, включить музыку, использовать ТСО (слайды, фрагменты фильмов, магнитофонные записи), оформить класс плакатами, схемами, картами и т.п.

Общим структурным элементом игры, независимо от её типа; является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя обеспечивает мотивацию игровой деятельности, в нём учитель формулирует цель игры, знакомит с правилами проведения и системой ограничений, нацеливает на активную познавательную работу.

При игре недопустимы формы общения, которые строятся на взаимоотношениях «учитель - ученик», основанных на авторитарности учителя. Во время игры преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности учащихся в достижимости поставленных целей.

Использование игр и игровых заданий при работе со слабослышащими детьми способствует порождению высказываний. Каждый ученик должен чувствовать себя равноправным участником разговора, не бояться совершить ошибку. Доброжелательное отношение учителя к высказываниям учеников создаёт возможности для проявления речевой инициативы и самостоятельности.

Резкие замечания типа «Исправь ошибку», «Ты не так сказал» и т.п. мешают ходу и сбивают темп игры, снижают интерес. В то же время, контроль за правильностью речи необходим, иначе учащиеся могут зафиксировать неверные речевые образцы. Задача учителя - деликатно поправить ошибившегося или зафиксировать типичные ошибки, возникающие в спонтанной речи учащихся, а затем, после игры, в упражнениях отработать нужные формы.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Подведение итогов игры.

Подводя итоги и оценивая полученные результаты, учитель отмечает, на что следует обратить внимание, что нуждается в дальнейшей проработке. Как всякая учебная деятельность школьников, участие в игре нуждается в оценке, поощрении. Это является стимулом для дальнейшей работы.

При обсуждении итогов игры, в целях активизации речи детей с нарушенным слухом и закрепления словаря, возможно повторить её ход (или этапы) вопросами друг к другу, выражением своего отношения к её результатам, сообщениями о новых словах и фразах, с которыми познакомились. Заключение

Проведенная практическая работа подтвердила, что систематическое использование игровых форм обучения способствует успешной реализации целей и задач образования, усиливая практическую направленность в обучении русскому языку, обеспечивая высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности слабослышащих учащихся, развивая познавательный интерес к предмету. Знания, умения и навыки, являющиеся итогом самостоятельного поиска и размышления учащихся, качественно отличаются от знаний, полученных в готовом виде.

Умело организованное систематическое использование игровых форм обучения способствует реализации коррекционных задач: созданию ситуаций, обеспечивающих потребность в слове, что ведёт к эффективному обогащению и активизации словарного запаса, развивает связную речь учащихся.

Систематическое применение игр способствует развитию лингвистической наблюдательности. Дети стали больше внимания обращать на свою речь, на речь окружающих, вести «словарики», куда записывают интересные выражения, фразеологизмы, новые слова, с которыми познакомились на уроках и внеклассных занятиях, обращаясь за толкованием лексических значений слов к педагогам и родителям, самостоятельно отыскивая их в словарях.

Всем вышесказанным определяется актуальность данной работы.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку представлен в виде графических материалов, прилагаемых к работе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование игровых форм обучения русскому языку слабослышащих учащихся

Автор: Туманова Татьяна Андреевна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства