В статье раскрываются актуальные проблемы интеллектуального развития младших школьников, указаны существенные качества человеческого интеллекта. Проведена психологическая диагностика склада ума учащихся. Исходя из этого поставлены соответствующие цели и задачи интеллектуального развития младших школьников, приведены пимеры системы работы на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллект - визитная карточка ума. »
Интеллект – визитная карточка ума.
«Все наше достоинство заключено в мысли…
Будем же учиться мыслить»
Б. Паскаль
Облагораживает человека только интеллект
Вольтер
В ФГОС сказано: «Новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности»
Поэтому перед школой стоит актуальная для современной России цель: создать условия для формирования интеллектуально развитой личности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В прошлом таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, открывали, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Современная жизнь требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.
Актуальность задачи интеллектуального развития личности обусловлена рядом причин:
1) Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся.
2) Логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме.
3) Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
4) Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют интеллектуальным потенциалом народа.
Ш.А. Амонашвили сказал «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». И в своей повседневной работе с детьми я именно этим и руководствуюсь. Развитие интеллекта – это развитие всех познавательных способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д. Все это всегда волнует и школу, и родителей.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Я убеждена: важнейшее место в системе школьного образования отводится именно начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности, так как по результатам психологических исследований самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 10 лет, именно в начальной школе закладываются основы мышления и упущения в работе с учениками этого возраста практически невосполнимы.
По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладают разными складами ума: аналитическим (30%), наглядно-образным (45%), образным и абстрактным (25%). Апробировав различные УМК, передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей? Я поставила перед собой цели:
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)
2. Обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты.
3. Содействовать развитию у учащихся умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и т.д.)
4. Обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.
5. Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:
- поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны;
- учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
- разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников.
Надо учить детей рассуждать и мыслить, а не только "втискивать" в них нужные и ненужные знания.Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения.
Знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, благодаря интересу. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, К.Д.Ушинский, который отмечал, что «корень учения» не обязательно должен быть «горек», ибо «учение, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов».
В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр. С помощью этих методов у учащихся развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение анализировать, переходить на высокий уровень обобщения, давать определения понятиям, осуществлять классификацию, способность устанавливать логическую последовательность между предметами, прослеживать причинно-следственные связи.
Для активизации интеллектуальной деятельности учащихся я разработала систему упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.
Интеллект и творчество неразрывно связаны: чем выше уровень творческого мышления, тем выше интеллект. Творческое мышление имеет место там, где создается ситуация появления новой ситуации в процессе действия, когда ученик открывает для себя новое, неизвестное ранее. Этот самый важный тип мышления развивается благодаря деятельностному подходу, являющегося основой новых ФГОС. Поэтому развитию творческихспособностей я уделяю большое значение и применяю следующие способы их стимулирования: обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; поощрение высказывания, использование личного примера, творческого подхода к решению проблем, предоставление детям возможности активно задавать вопросы. В своей практике я организую работу так, чтобы на каждом уроке учебный материал становился предметом активных интеллектуальных действий ученика.На слайдах 9,10, 11представлена система работы на уроках и внеурочной деятельности.
По результатам моих наблюдений, я сделала вывод, что развитие интеллектуальных возможностей имеет ряд преимуществ перед традиционным именно посредством интеграции учебных предметов. Интеграция предметного преподавания – движущая сила интеллектуального развития младшего школьника Учитель начальной школы располагает для этого большими возможностями, т. к. ведет не один и не два предмета
Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. предметы. Мною разработаны темы интегрированных уроков в 3-4-х классах по учебным материалам УМК «Школа России».
Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.Конечно и подготовка к такому уроку особая: важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании, выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты, определить связи между сходными элементами знаний, откорректировать программы, если это необходимо.
Но цель оправдывает средства. Работая в системе интегрирования, я заметила, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира. Эти уроки будят во всех ребятах желание творить.
А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.
Данный факт получает отражение в проекте «Государственных образовательных стандартов» и других нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость построения различных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека.
Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие – «образовательная область». Образовательная область – это общность нескольких учебных предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Переход от учебного предмета как основной организационной дидактической единицы к образовательной области придает интеграции статус одного из важнейших дидактических понятий.
Результативностьмоего опыта.
1) Творческая работа с детьми дала мне возможность представить перспективу собственного развития. Повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал.
2) В результате апробирования собственной системы упражнений уровень интеллектуальной деятельности школьников повысился. На уроках наблюдается сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Мои выпускники показывают стабильные знания, являются победителями конкурсов, олимпиад различного уровня. Использование законов интеграции в предметном преподавании позволило вывести такие показатели интеллектуального развития
Диаграмма №4
Диаграмма №5 Диагностика познавательного развития учеников
2.5 Заключение.
В заключение хочу отметить: я заметила, чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ребенка, а затем направить и скорректировать его развитие с учетом выявленных интересов, опираясь не его природную активность.
Развитие интеллектуальных способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – формирование интеллектуально развитой личности. Человечество постоянно развивается. А поток информации неустанно увеличивается, поэтому именно за интеллектуально развитыми людьми будущее нашей страны.