Индивидуализация процесса обучения в условиях реализации ФГОС НОО
Индивидуализация процесса обучения в условиях реализации ФГОС НОО
Успешное усвоение материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающегося, обусловленных многими факторами. Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого обучающегося. Решение этой задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Данная статья содержит материал из опыта работы по индивидуализации процесса обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация процесса обучения в условиях реализации ФГОС НОО »
Индивидуализация процесса обучения младших школьников.
Реутова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МБОУ «СОШ№19» г. Курска
«Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично -серых людей»
Максимилиан Волошин
В книге Марка Леви «Похититель теней», которую называют одной из самых волнующих современных книг, раскрывается проблема индивидуальности человека, недопустимости вмешательства в его внутреннюю жизнь. Поставленный французским писателем в образной форме вопрос о необходимости бережного отношения к личности каждого человека отсылает к весьма острой педагогической проблеме индивидуализации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения.
Почему данная проблема остается актуальной?
Наверное, одной из причин этого является то, что современная педагогика построена на противопоставлении:хороший — плохой, внимательный — невнимательный, аккуратный — неаккуратный, трудолюбивый — ленивый, т.е. по принципу «белый — черный». Но спектр человеческих качеств вбирает в себя огромное множество цветов и оттенков.
Как часто мы делаем замечания своим ученикам: «невнимателен …, не думаешь …, говоришь не о том» А на самом деле они и внимательно слушают, и думают, когда отвечают на вопрос, только делают это по-своему, и не всегда мы слышим что хотим. Самое больное место современной практической дидактики: учитель всегда хочет получить четкий, заранее заученный ответ, а размышления ребенка нарушают течение традиционного урока. Обучение не может быть подобно точке в русском языке, на самом деле процесс познания — это всегда многоточие.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся мире. Образование призвано не только подготовить растущего человека к жизни в природной среде и обществе, но и сформировать у него умение улучшать, совершенствовать свою личность.
Сегодня много говорят о личностно ориентированном образовании, но часто эти разговоры не затрагивают практику: массовая школа остается в рамках авторитарного стиля руководства процессом обучения.
Что значит отказаться от авторитаризма в обучении?
Прежде всего, это означает, что:
во-первых, учитель не допускает инструктивно-репродуктивного характера взаимодействия с учащимися;
во-вторых, работая в рамках «урока для всех», создает «урок для каждого». Для личностно ориентированного образования характерно обеспечение права школьника оставаться самим собой, получить возможность развивать свои потребности и интересы, по-своему, творчески решать поставленные учебные задачи;
• в-третьих, личностно ориентированное обучение — это построение учебного процесса, в котором одинаково заинтересованы и те, кто обучает, и те, кто обучается, такой вид образования, которое учитывает самоценность каждой детской личности, прогнозирует индивидуальную траекторию ее развития.
Каким становится младший школьник, если его индивидуальность не принимается во внимание учителем? Становится ли он субъектом образовательной деятельности? Какие особенности в поведении ученика начальной школы указывают на то, что разрушается его индивидуальность?
Психологические исследования свидетельствуют, что дети с «приглушенной» индивидуальностью не имеют учебно-познавательных мотивов, постепенно теряют интерес к учению. Они не желают делиться своими мыслями, стараются отмолчаться и не участвовать в общем диалоге, не хотят выполнять творческие работы, они часто бывают в дурном настроении, используют любой повод не ходить в школу. Одаренный, творчески устремленный ребенок часто делается равнодушным и пассивным, перестает задавать вопросы или отвечать на них самостоятельно.
Если следовать формуле «обучение всех должно стать обучением каждого», то не возникает ли противоречия между классно-урочной формой организации образования и необходимостью создавать индивидуальные планы обучения обучающихся?
Индивидуальный маршрут ребенка — не изоляция его от учебного коллектива, а предоставление ему возможности играть другие роли в процессе обучения. Например, он — «критик», «исследователь», «ассистент учителя», «экскурсовод», «консультант» и пр. Чтобы создавать такие ситуации на уроках, нужно предлагать обучающимся разные по характеру виды деятельности.
Проанализируем позицию ученика в зависимости от особенностей построения учебного процесса (табл. 1).
Характер деятельности
Дидактическая цель
Структурная единица урока
Роль обучающегося
Репродуктивная (воссоздающая) деятельность.
Приобретение, расширение, запоминание знаний
Восприятие текста (слова).
«Репродуктор», копировщик.
Поисковая деятельность
Сравнение знакомого и приобретаемого знания, выбор альтернативы, обобщение, анализ, систематизация учебного материала
Анализ текста, учебный диалог, коллективная систематизация учебного материала
Мыслитель, теоретик.
Исследовательская
Решение проблемных задач, поиск и отбор доказательств, предвидение результатов деятельности.
Постановка гипотез, обсуждение иерархии, доказательств, подготовка коллективных выводов и обобщений
Исследователь, ученый.
Творческая
Развитие инициативы и творчества.
Решение импровизационных и творческих задач.
Художник, творец.
Рефлексивная
Развитие самоконтроля и оценки.
Задания типа «Проверь себя», «Оцени свою деятельность».
Контролер, оцениватель, ассистент учителя
Игровая
Принятие игровой ситуации и роли.
Дидактическая или сюжетно – ролевая и режиссерская игра
Актер, режиссер, партнер по игре.
Как видим, наиболее целесообразными для проявления индивидуальности школьника являются все виды деятельности, кроме репродуктивной. Обратим также внимание на то, что для каждой деятельности типичен свой мотив. Если репродуктивная деятельность стимулирует ученика внимательно слушать и запоминать, то поисковая и исследовательская - развивает учебно-познавательные мотивы («поставлю гипотезу, докопаюсь до истины, найду доказательства»), а творческая - способность к импровизации и творческому решению учебной задачи.
Конструируя тот или иной вид деятельности, учитель планирует использование специальных приемов, которые позволят обучающимся:
выражать собственное мнение;
задавать вопросы, обсуждать различные точки зрения;
работать в ситуациях выбора; проявлять свое эмоциональное отношение к учебному заданию и ситуации;
самостоятельно составлять резюме, делать выводы и обобщения.
Чтобы убедиться в преимуществе любого продуктивного вида деятельности младшего школьника, сравним особенности протекания дидактических процессов, в основе которых лежит либо репродуктивная (воссоздающая), либо поисковая (продуктивная) деятельность обучающихся (табл. 2).
Деятельность учителя и обучающихся
Компоненты
Репродуктивная
Продуктивная
Постановка цели
Осуществляется учителем, обучающиеся не участвуют
Учитель побуждает обучающихся к постановке целей специальными приемами.
Предоставление мотива
Мотив на усвоение, запоминание, внимательное восприятие.
Мотив к проверке , поиску, исследованию, установлению истины.
Выработка алгоритма действий
Работа по образцу.
Совместная деятельность обучающихся и учителя по выработке алгоритма действий.
Процессуальный контроль
Поиск ошибки и контроль со стороны учителя.
Специальные задания на контроль за процессом деятельности.
Итоговый контроль
Поиск ошибки и контроль со стороны учителя.
Задание на сравнение полученных результатов с поставленной целью.
Оценочные действия
Оценка учителя.
Сравнение оценки учителя с собственной, анализ возможных противоречий
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что необходимо нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика.
Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения детей, учитывающей индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации обучения.
В преподавании всех учебных предметов, и в частности русского языка, открываются большие возможности для полноценного развития личности обучающихся за счет многообразия видов деятельности, в которых ребенок с трудностями в обучении будет чувствовать себя успешным.
Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» обучающимся предлагаются разноуровневые задания:
Варианты заданий разного уровня при изучении темы «Правописание безударных гласных»
1 уровень. Ребенок еще сам не способен решить учебную задачу, уму предлагается два варианта, среди которых надо выбрать правильный (лесной – лес, лисной - лис)
2 уровень. Ребенок уже может решить учебную задачу, в качестве опоры ему предлагается правильный ответ (л…сной - лес),
3 уровень. Ребенок сам решает учебную задачу, в качестве проверки он выбирает правильный ответ из предложенных вариантов (л…сной – лез, лис, лестница, лесной, лист, перелесок, лось)
4 уровень. Ребенок сам решает учебную задачу и сам осуществляет проверку (л…сной - … )
5 уровень. Ребенку предлагается определить характер учебной задачи и привести свои примеры
6 уровень. Обучающийся получает задание придумать «ловушки» с целью определения ошибкоопасных мест.
На уроках развития речи в детских пробах пера выражается личность, и здесь творчество неисчерпаемо. Самовыражению служат разнообразные виды работ по развитию речи.
Творчество всегда самостоятельно, но оно непременно нуждается в чуткой помощи учителя, которому необходимо учитывать уровень развития младших школьников, их интересы и индивидуальные особенности. Каждый ребенок к достижению единой цели должен идти своим собственным путем.
Как же помочь обучающимся, испытывающим трудности в обучении, реализовать свое желание созидать, сочинять, творить новое?
Обучающимся предлагаются задания, различные по степени сложности, направленные на развитие речи. При работе над изложением также необходим индивидуальный подход.
Например, при написании изложения по тексту В. Бианки «Ящерка» во 2 классе предлагается разноуровневые карточки с заданиями:
I уровень. Обучающемуся, испытывающему трудности в обучении, который еще не готов к самостоятельному написанию изложений, предлагается карточка с вопросами к тексту и опорными словами:
Где сидела ящерка?
На камне
Кто схватил ящерку за хвост?
Щенок
Как она спаслась?
Извернулась убежала
Что осталось у щенка в зубах?
Хвостик
Что делает ящерка под камнем?
Отращивает новый хвост
II уровень. Более «сильному» ученику предлагается карточка другого вида. Она включает в себя только вопросы к тексту.
Где сидела ящерка?
Кто схватил ящерку за хвост?
Как она спаслась?
Что осталось у щенка в зубах?
Что делает ящерка под камнем?
III уровень. Дети, работающие на творческом уровне, могут самостоятельно составить вопросы к тексту.
Где ?
Кто ?
Как спаслась ?
?
?
Некоторым обучающимся карточка с вопросами не понадобится. Они способны самостоятельно, без опоры , передать содержание текста.
Еще одним видом творческих работ является сочинение. Оно служит эффективным средством развития речи, воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать увиденное и пережитое, требует самостоятельности, активности, увлеченности, способствует становлению личности. Но вместе с тем, сочинение-это самый трудный вид речевого упражнения.
Обучающемуся нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания; учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма; сформировать мысли, изложить, чтобы не было ошибок.
Все это выполнить самостоятельно обучающемуся начальной школы сложно, особенно, если это ребенок, испытывающий трудности в обучении.
Здесь реальную помощь может оказать одноклассник. Если объединить усилия обучающихся на разных этапах написания сочинения, то это поможет каждому из них лучше справиться с задачей.
На уроке написания сочинений дети могут работать парами. При их составлении следует объединять обучающихся с учетом их личных склонностей, но при этом, учитывая не только этот критерий. Самому слабому даем не столько сильного, как терпеливого и доброжелательного партнера. Стараемся не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, со слишком разным темпом работы.
Действия обучающихся можно соединить на различных этапах работы.
Прежде всего, это I этап - создание речевой ситуации. Охотнее всего ребенок пишет для хорошо знакомых ему людей. На вопрос: «Для кого ты хотел бы написать сказку, рассказ?» - большинство отвечает: «Для друзей» Почему бы не использовать этот мотив в учебных целях?
IIэтап, где каждому из обучающихся может быть полезен помощник, - предварительная подготовка к сочинению. Хорошо известно, как бывает нелегко слабоуспевающему школьнику выбрать эпизод из рассказа, определить детали, как часто не хватает слов.
Поэтому заранее объединяем усилия детей по накоплению языковых средств. В классе вывешивается лист ватмана, на который дети вместе записывают слова, словосочетания, сравнения для своих сочинений.
Сочинение «Как с моим котенком весело играть!»
Какой ваш котенок?
Как его можно назвать?
С чем он любит играть?
Как он играет?
Что делает?
Особенно эта работа важна для слабых обучающихся. Может, они и не внесут своих находок в «копилку», однако у них будет возможность прочитать то, что написали другие.
III этап сотрудничества - планирование письменной речи. Психологическая основа планирования -это внутренняя речь, она у младшего школьника только формируется. Один из способов преодоления этой трудности - планирование вслух соседу по парте.
После того, как сочинение или изложение написано и проверено, необходимо редактирование текста, работа над орфографическими ошибками.
Конечно, у каждого обучающегося свои ошибки, и работа над ними должна быть индивидуальной. Но известно, как эта работа трудна для детей. Пожалуй, только к 4 классу обучающиеся могут самостоятельно выполнить эту работу. А если ребенок испытывает трудности в обучении? Как помочь ему не остаться один на один со своей проблемой? Можно снова объединить усилия детей.
Каждой группе обучающихся дается карточка с текстом, в котором собраны ошибки всех детей группы. Причем, ошибки не исправлены. Дети ищут и исправляют их самостоятельно, пользуясь при затруднении текстом своих работ. Найденные слова с ошибками классифицируют и вносят в таблицу.
Слово, в котором допущена ошибка
Орфограмма
Проверка
Пример
Предложения, содержащие речевые ошибки, учителем вносятся в таблицу следующего вида:
Предложение, в котором допущена речевая ошибка
Возможные варианты исправления ошибки
При выполнении работы над ошибками в такой форме участвует каждый ребенок, внося свой посильный вклад, приобретая опыт редактирования.
Данные приемы работы по развитию речи обучающихся на уроках русского языка способствуют самореализации каждого ребенка.
Список литературы
Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
Коньев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интепретации/ А.Ф. Коньев// Вопросы психологии.-1990.-№3
Личностно ориентированное обучение: хрестоматия для студентов вузов.-М.:Современный гуманитарный университет, 2005.
Нейматов Я.М. Образование в XXI веке.: тенденции и прогнозы/ Я.Н. Нейматов.-М.,2002.
Сериков В.В.. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии/ В.В Сериков.-Волгоград: Перемена,1994