Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО (методическая разработка)
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО (методическая разработка)
реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементам баскетбола в группе дошкольников даёт возможность не только помочь детям в освоении элементов баскетбола, но и развить стойкий интерес к физической культуре, командным видам спорта, к работе в команде. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе и дальнейшим занятиям любимым видом спорта в специализированных спортивных школах, в группах начальной подготовки и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО (методическая разработка)»
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО
(методическая разработка)
Тренер-преподаватель СДЮСШОР №2 по баскетболу
Легчанова Вера Алексеевна
Вологда
2015
Оглавление:
1
Введение: определения – индивидуализация и гуманизация
3
2
Основная часть:
4
●
Дифференцированный подход в работе с группой дошкольников
(5-7 лет) при обучении элементам игры в баскетбол
●
Программа «Баскетбол для дошкольников»
5
3
Заключение
12
4
Список литературы
13
Введение
ФГОС ДО определяет одним из основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Гуманизация образования – развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучаемого, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.
Гуманизм (человеческий, человечный) – в философском смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов.
Гуманизация – это не конкретная методика обучения. Это – ценностная ориентация и личностная ориентация педагога. Она требует создания в образовательной системе комфортной среды и гармонизации взаимоотношений в коллективе обучаемых, а также между обучаемыми и педагогом. Гуманизацию образования, как любой педагогический процесс, нельзя универсализировать.
Основная часть
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Еще К.Д.Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании – не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении – это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
П. 2.6 ФГОС ДО: Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Рассмотрим дифференцированный подход к обучению на примере группы здоровья дошкольников (5-7 лет, 16 человек – мальчики и девочки) в секции по обучению элементам баскетбола. В МБОУ ДОД СДЮСШОР №2 по баскетболу разработана программа «Баскетбол для дошкольников».
Принимая во внимание то, что группа дошкольников не проходила селекционный отбор с учетом особенностей такого вида спорта, как баскетбол, понятно, что состав детей неоднороден по физическим, моральным и возрастным качествам. Осуществлять процесс обучения элементам баскетбола возможно только с учетом особенностей детей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Учитывая то, что баскетбол – это командный вид спорта, умение дошкольника работать в команде приобретает первостепенное значение, но и не снимает индивидуальной ответственности с каждого игрока команды.
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста действия с мячом занимают важное место. Упражняясь в катании, бросании, передаче мяча дети развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. В играх с мячом развивается быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру, бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч, бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить мяч, а так же рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.
Занятия с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе.
Под влиянием физической нагрузки, которую получают дети на занятиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт ребенка. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им.
Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, претворять эти решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах и возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Таким образом, упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект.
Программа «Баскетбол для дошкольников» направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков.
Программа «Баскетбол для дошкольников» составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, позволяет изменять содержание занятия в зависимости от интересов и подготовленности детей, реализует физкультурно-оздоровительное направление.
Основные принципы построения программы
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
Принцип взаимодействия – участие коллектива тренеров-преподавателей и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель программы
Цель программы: развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.
Задачи программы
Укрепление здоровья и улучшение физического развития;
Формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
Развитие двигательных способностей в области спортивных игр с мячом;
Срок реализации программы – 1год. Обучение дошкольников начинается с 1 октября и продолжается до 1 июня, в сентябре проводится организационная работа: набор детей, индивидуальная работа с родителями (беседы, оформление документов).
Участники программы
дети от 5 до 7 лет, имеющие разрешение врача;
Режим занятий
Программа рассчитана на 128 академических часа в год (32 недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с учебным планом. Одно занятие длится 25 минут.
Обучение детей проводится в групповой форме в соответствии с утвержденным расписанием. В группу объединяются мальчики и девочки в количестве 12-15 человек.
Формы работы с детьми
Формы организации обучения:
Командная;
Групповая;
Индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия;
Беседы;
Спортивные конкурсы.
Формы контроля:
Сравнительный анализ;
Открытые занятия;
Показательная игра.
Ожидаемый результат
Улучшение состояния здоровья занимающихся;
Умение передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой;
Умение ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;
Позитивное отношение к процессу организации и проведения тренировочных занятий;
Умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива.
Психолого-педагогические особенности детей
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.
Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
Заключение
Индивидуальный подход к детям, конечно, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда тренер-преподаватель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение баскетболу в коллективе (команде) основано на том, что тренер ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг с другом (работа в парах: сильного ребенка ставить с менее сильным), направляет их общую работу, использует в качестве примера детей, освоивших элемент, для мотивации и достижения успехов всеми. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей (младшие дети и более слабые размещаются ближе к тренеру). Даже дети застенчивые, робкие, получив мяч, забывают о своей робости, и полностью концентрируются на мяче и упражнениях с ним, имея перед собой пример более сильных детей и стремясь повторить их успех.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементам баскетбола в группе дошкольников даёт возможность не только помочь детям в освоении элементов баскетбола, но и развить стойкий интерес к физической культуре, командным видам спорта, к работе в команде. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе и дальнейшим занятиям любимым видом спорта в специализированных спортивных школах, в группах начальной подготовки и т.д.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Программа «Баскетбол для дошкольников», разработчик Полтиевич М.А. и Легчанова В.А. с использованием:
Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников»
Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»
Буйлин Ю.Ф., Портник Ю.И. «Мини-баскетбол в школе»
Кантан В.В. «Раннее физическое развитие ребенка»
«Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам игры баскетбол (методические рекомендации)»