kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО (методическая разработка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементам баскетбола в группе дошкольников даёт возможность не только помочь детям в освоении элементов баскетбола, но и развить стойкий интерес к физической культуре, командным видам спорта, к работе в команде. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе и дальнейшим занятиям любимым видом спорта в специализированных спортивных школах, в группах начальной подготовки и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО (методическая разработка)»

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»











Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС ДО

(методическая разработка)








Тренер-преподаватель СДЮСШОР №2 по баскетболу

Легчанова Вера Алексеевна














Вологда

2015

Оглавление:

1

Введение: определения – индивидуализация и гуманизация

3

2

Основная часть:

4

Дифференцированный подход в работе с группой дошкольников



(5-7 лет) при обучении элементам игры в баскетбол


Программа «Баскетбол для дошкольников»

5

3

Заключение

12

4

Список литературы

13















































Введение

ФГОС ДО определяет одним из основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Гуманизация образования – развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучаемого, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

Гуманизм (человеческий, человечный) – в философском смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов.

Гуманизация – это не конкретная методика обучения. Это – ценностная ориентация и личностная ориентация педагога. Она требует создания в образовательной системе комфортной среды и гармонизации взаимоотношений в коллективе обучаемых, а также между обучаемыми и педагогом. Гуманизацию образования, как любой педагогический процесс, нельзя универсализировать.



Основная часть

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Еще К.Д.Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании – не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении – это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

П. 2.6 ФГОС ДО: Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Рассмотрим дифференцированный подход к обучению на примере группы здоровья дошкольников (5-7 лет, 16 человек – мальчики и девочки) в секции по обучению элементам баскетбола. В МБОУ ДОД СДЮСШОР №2 по баскетболу разработана программа «Баскетбол для дошкольников».

Принимая во внимание то, что группа дошкольников не проходила селекционный отбор с учетом особенностей такого вида спорта, как баскетбол, понятно, что состав детей неоднороден по физическим, моральным и возрастным качествам. Осуществлять процесс обучения элементам баскетбола возможно только с учетом особенностей детей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Учитывая то, что баскетбол – это командный вид спорта, умение дошкольника работать в команде приобретает первостепенное значение, но и не снимает индивидуальной ответственности с каждого игрока команды.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста действия с мячом занимают важное место. Упражняясь в катании, бросании, передаче мяча дети развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. В играх с мячом развивается быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру, бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч, бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить мяч, а так же рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Занятия с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе.

Под влиянием физической нагрузки, которую получают дети на занятиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт ребенка. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им.

Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, претворять эти решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах и возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Таким образом, упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный эффект.

Программа «Баскетбол для дошкольников» направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков.

Программа «Баскетбол для дошкольников» составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, позволяет изменять содержание занятия в зависимости от интересов и подготовленности детей, реализует физкультурно-оздоровительное направление.

Основные принципы построения программы

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;

  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;

  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;

  • Принцип взаимодействия – участие коллектива тренеров-преподавателей и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;

  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель программы

Цель программы: развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Задачи программы

  • Укрепление здоровья и улучшение физического развития;

  • Формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

  • Развитие двигательных способностей в области спортивных игр с мячом;

  • Воспитание положительных морально-волевых качеств.


Механизм реализации программы


Сроки реализации программы

Срок реализации программы – 1год. Обучение дошкольников начинается с 1 октября и продолжается до 1 июня, в сентябре проводится организационная работа: набор детей, индивидуальная работа с родителями (беседы, оформление документов).

Участники программы

  • дети от 5 до 7 лет, имеющие разрешение врача;

Режим занятий

Программа рассчитана на 128 академических часа в год (32 недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с учебным планом. Одно занятие длится 25 минут.

Обучение детей проводится в групповой форме в соответствии с утвержденным расписанием. В группу объединяются мальчики и девочки в количестве 12-15 человек.



Формы работы с детьми

Формы организации обучения:

  • Командная;

  • Групповая;

  • Индивидуальная.


Формы проведения занятий:

  • Тренировочные занятия;

  • Беседы;

  • Спортивные конкурсы.



Формы контроля:

  • Сравнительный анализ;

  • Открытые занятия;

  • Показательная игра.





Ожидаемый результат

  • Улучшение состояния здоровья занимающихся;

  • Умение передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой;

  • Умение ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;

  • Позитивное отношение к процессу организации и проведения тренировочных занятий;

  • Умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива.

Психолого-педагогические особенности детей

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.































Заключение

Индивидуальный подход к детям, конечно, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда тренер-преподаватель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение баскетболу в коллективе (команде) основано на том, что тренер ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг с другом (работа в парах: сильного ребенка ставить с менее сильным), направляет их общую работу, использует в качестве примера детей, освоивших элемент, для мотивации и достижения успехов всеми. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей (младшие дети и более слабые размещаются ближе к тренеру). Даже дети застенчивые, робкие, получив мяч, забывают о своей робости, и полностью концентрируются на мяче и упражнениях с ним, имея перед собой пример более сильных детей и стремясь повторить их успех.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементам баскетбола в группе дошкольников даёт возможность не только помочь детям в освоении элементов баскетбола, но и развить стойкий интерес к физической культуре, командным видам спорта, к работе в команде. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе и дальнейшим занятиям любимым видом спорта в специализированных спортивных школах, в группах начальной подготовки и т.д.







Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

  2. Программа «Баскетбол для дошкольников», разработчик Полтиевич М.А. и Легчанова В.А. с использованием:

  • Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников»

  • Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»

  • Буйлин Ю.Ф., Портник Ю.И. «Мини-баскетбол в школе»

  • Кантан В.В. «Раннее физическое развитие ребенка»

  • «Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам игры баскетбол (методические рекомендации)»

  • Петерсон Т. «Мини-баскетбол»

  • Стонкус С. «Мы играем в баскетбол»






13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Легчанова Вера Алексеевна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства