Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся
Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся»
Статья
«Групповая работа на уроках как средство повышения обучаемости учащихся в начальной школе».
( из личного опыта работы )
Оглавление
Что такое групповая работа
Актуальность темы
Почему я использовала этот метод
Мой принцип работы
Процесс групповой работы с детьми
Концепция занятий
Результат работы
Заключение
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.
Эта тема является достаточно перспективной, хотя и уступила место более современным решениям. Современное образование требует от учителя максимум возможностей, которые он должен вложить в учащихся. Учитель должен стремиться к сохранению как физического, так и психического здоровья детей, развить и приумножить у учащихся инициативность ; желание учиться; приходить в школу; сохранить оптимистическую самооценку, обучить азам взаимного общения. Современные модели обучения, которые кардинально отличаются по самым важным параметрам, заставляют учащегося быть в активной, созидательной позиции. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени. И в этой связи формы групповой работы становятся очень оправданными.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
Когда я в первый раз решила использовать метод групповой работы в первом классе (а взяла я его в середине учебного года), то я даже не ожидала столь негативного впечатления. Это был сплошной крик, перебивание друг друга, оскорбления и даже небольшая потасовка. Поэтому на время я отложила его использование на уроках и выработала принципы работы.
Во-первых, присмотрелась получше к детям. Условно разделила их на три группы: лидеры (уверенные в себе, всегда готовые ответить даже если это неправильно), середнячки (сделают, ответят, но только когда их об этом спросят) и те кто никогда не проявлял инициативу, сжимался если их спрашивали, с восхищением посматривал на тех, кто всегда был впереди.
Во-вторых, поставила краткосрочные для достижения цели (наладить дисциплину во время групповых занятий, приучить к правилам, сделать такие занятия действительно интересными детям).
В-третьих, я обратилась к детям: «А как бы они хотели видеть такие занятия?» Это оказалось очень результативным решением.
Итак, мы опять начали работать: группы маленькие по 3-5 человек (в каждой группе обязательно «тихоня»). Лидера сначала назначала сама. Его задача - это распределить задания, сосредоточится на главном, доводить работу до конца, следить за тем, чтобы работали все, высказывали свои идеи.
Вывели правила: Уважай своего товарища
Умей выслушать до конца
Не согласен – предлагай
Создали условные знаки: Прошу тишины (рисовали ухо)
Спасите (sos)
Запутались (сеточка)
Просим помощи (знак вопроса)
Согласен (+) не согласен (-)
Открытие (!)
Эти знаки помогали работать в умеренной тишине, не «растекаться мыслью по древу» и задавали темп занятий.
Я выработала правила для лидера группы: ты следишь за тем, чтобы каждый работал, высказывал идеи, мотивировать тех, кто молчит.
Обсуди пути решения проблемы (специально придумала дорожки со стрелками). Распредели задания для каждого.
Убедись, что каждый понимает цели и задачи.
Учи всех находить контакты в группе, для этого нужно: взаимное уважение, обдумай, что хочешь сказать, не перебивай, выражайся предельно ясно, чтобы было понятно другим.
Лидеров я постоянно меняла, каждый раз подвигая «молчунов». Дети проявляли инициативу, выбирая сами лидера или сами проявляли желание лидировать.
Всю работу я проводила в форме игры, либо соревнования. Сначала для мотивации раздавались небольшие призы. В последствии детям важно стало не выиграть, а первыми прийти к единому мнению и достичь поставленной цели.
Хочу отметить одного из учеников, его звали Аркадий, на нем наиболее видимо отразились все мои принципы и методики работы с классом. В начале обучения он с трудом выражал свои мысли, не читал, не писал. Целью его нахождения в школе была столовая. К концу 4 класса на наших групповых и не только занятиях, он начал проявлять инициативу, говоря фразу, которая меня поражала: «Можно я попробую ответить?». Это являлось достижением, над которым я работала все 3,5 года.
В классе обучалось 23 ученика, из них 11 девочек и 12 мальчиков. Мне повезло ведь в классе было «равновесие», что бывает крайне редко. Но при этом в плане учебы класс был «слабым».
Моя работа с детьми в группах продолжалась до окончания начальной школы. Путем применения всех выше перечисленных методов я добилась полного сплочения и объединения класса: например, в начале моей работы активными были всего несколько учеников. К 4 классу все дети мало-помалу начали проявлять инициативу. Те, кто был замкнут, застенчив и запуган, фактом ответственности перед учителем и классом, теперь высказывали свое мнение, не боясь ошибиться и быть проигнорированными, т. к. каждого ученика принимали, потому что теперь все были равны.
Итог: Доверие к друг другу
Уверенность в себе «слабых» учеников
«Слабые» ученики получают больше возможностей, чем при фронтальной работе ( не боятся высказываться, говорить и спрашивать)
Исчезает внутреннее напряжение при вызове к доске .
Происходит сплочение и укреплении детей в школьной среде.