kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповые формы    работы  на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся»

Статья

«Групповая работа на уроках как средство повышения обучаемости учащихся в начальной школе».

( из личного опыта работы )

Оглавление

Что такое групповая работа

Актуальность темы

Почему я использовала этот метод

Мой принцип работы

Процесс групповой работы с детьми

Концепция занятий

Результат работы

Заключение



Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы  на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Эта тема является достаточно перспективной, хотя и уступила место более современным решениям. Современное образование требует от учителя максимум возможностей, которые он должен вложить в учащихся. Учитель должен стремиться к сохранению как физического, так и психического здоровья детей, развить и приумножить у учащихся инициативность ; желание учиться; приходить в школу; сохранить оптимистическую самооценку, обучить азам взаимного общения. Современные модели обучения, которые кардинально отличаются по самым важным параметрам, заставляют учащегося быть в активной, созидательной позиции. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени. И в этой связи формы групповой работы становятся очень оправданными.

 Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Когда я в первый раз решила использовать метод групповой работы в первом классе (а взяла я его в середине учебного года), то я даже не ожидала столь негативного впечатления. Это был сплошной крик, перебивание друг друга, оскорбления и даже небольшая потасовка. Поэтому на время я отложила его использование на уроках и выработала принципы работы.

Во-первых, присмотрелась получше к детям. Условно разделила их на три группы: лидеры (уверенные в себе, всегда готовые ответить даже если это неправильно), середнячки (сделают, ответят, но только когда их об этом спросят) и те кто никогда не проявлял инициативу, сжимался если их спрашивали, с восхищением посматривал на тех, кто всегда был впереди.

Во-вторых, поставила краткосрочные для достижения цели (наладить дисциплину во время групповых занятий, приучить к правилам, сделать такие занятия действительно интересными детям).

В-третьих, я обратилась к детям: «А как бы они хотели видеть такие занятия?» Это оказалось очень результативным решением.

Итак, мы опять начали работать: группы маленькие по 3-5 человек (в каждой группе обязательно «тихоня»). Лидера сначала назначала сама. Его задача - это распределить задания, сосредоточится на главном, доводить работу до конца, следить за тем, чтобы работали все, высказывали свои идеи.

Вывели правила: Уважай своего товарища

Умей выслушать до конца

Не согласен – предлагай

Создали условные знаки: Прошу тишины (рисовали ухо)

Спасите (sos)

Запутались (сеточка)

Просим помощи (знак вопроса)

Согласен (+) не согласен (-)

Открытие (!)

Эти знаки помогали работать в умеренной тишине, не «растекаться мыслью по древу» и задавали темп занятий.

Я выработала правила для лидера группы: ты следишь за тем, чтобы каждый работал, высказывал идеи, мотивировать тех, кто молчит.

Обсуди пути решения проблемы (специально придумала дорожки со стрелками). Распредели задания для каждого.

Убедись, что каждый понимает цели и задачи.

Учи всех находить контакты в группе, для этого нужно: взаимное уважение, обдумай, что хочешь сказать, не перебивай, выражайся предельно ясно, чтобы было понятно другим.

Лидеров я постоянно меняла, каждый раз подвигая «молчунов». Дети проявляли инициативу, выбирая сами лидера или сами проявляли желание лидировать.

Всю работу я проводила в форме игры, либо соревнования. Сначала для мотивации раздавались небольшие призы. В последствии детям важно стало не выиграть, а первыми прийти к единому мнению и достичь поставленной цели.

Хочу отметить одного из учеников, его звали Аркадий, на нем наиболее видимо отразились все мои принципы и методики работы с классом. В начале обучения он с трудом выражал свои мысли, не читал, не писал. Целью его нахождения в школе была столовая. К концу 4 класса на наших групповых и не только занятиях, он начал проявлять инициативу, говоря фразу, которая меня поражала: «Можно я попробую ответить?». Это являлось достижением, над которым я работала все 3,5 года.

В классе обучалось 23 ученика, из них 11 девочек и 12 мальчиков. Мне повезло ведь в классе было «равновесие», что бывает крайне редко. Но при этом в плане учебы класс был «слабым».

Моя работа с детьми в группах продолжалась до окончания начальной школы. Путем применения всех выше перечисленных методов я добилась полного сплочения и объединения класса: например, в начале моей работы активными были всего несколько учеников. К 4 классу все дети мало-помалу начали проявлять инициативу. Те, кто был замкнут, застенчив и запуган, фактом ответственности перед учителем и классом, теперь высказывали свое мнение, не боясь ошибиться и быть проигнорированными, т. к. каждого ученика принимали, потому что теперь все были равны.





Итог: Доверие к друг другу

Уверенность в себе «слабых» учеников

«Слабые» ученики получают больше возможностей, чем при фронтальной работе ( не боятся высказываться, говорить и спрашивать)

Исчезает внутреннее напряжение при вызове к доске .

Происходит сплочение и укреплении детей в школьной среде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Групповая работа на уроке как средство повышения качества знаний учащихся

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 15.10.2025

Номер свидетельства: 675503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Использование мультимедийного  лингафонного кабинета с целью  повышения качества знаний учащихся  по английскому языку "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-mul-timiediinogho-linghafonnogho-kabinieta-s-tsiel-iu-povyshieniia-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-po-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "206152"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430121340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства